Опальная медсестра поликлиники № 3 вынуждена была бросить работу
Текст: Андрей Мазуровский
Наши читатели, вероятно, помнят резонансный материал о ситуации в Петрозаводской городской поликлинике № 3, точнее, о действиях главного врача этой поликлиники О. Романенко, которая больше года не допускала к работе незаконно уволенную медсестру. Сестра была уволена за то, что позволила себе пожаловаться в прокуратуру на многочисленные нарушения прав больных в учреждении.
Я до сих пор получаю звонки от возмущенных граждан, которые выражают уверенность в том, что подобные действия руководителя не могут остаться безнаказанными.
Могу сообщить всем неравнодушным, что прокуратура Петрозаводска провела проверку по изложенным в жалобе фактам. Главному врачу было внесено представление об устранении нарушений закона, которое было рассмотрено и удовлетворено. Это про нарушения в поликлинике.
Также заместителем прокурора Петрозаводска, младшим советником юстиции А.А. Айвазяном, в отношении главного врача городской поликлиники № 3 Романенко по фактам нарушения ею трудовых прав медсестры было возбуждено производство по делу об административном правонарушении. На основании Постановления, направленного в Государственную инспекцию труда по РК, главврач Романенко признана виновной в совершении административного правонарушения, и ей назначено административное наказание в виде предупреждения.
Конечно, профессионалам виднее, но думаю, что многие зададут вопрос: не слишком ли мягко? Целый год невиновный человек (что подтвердили суды разных инстанций) не допускался к работе, ему не выплачивались положенные по закону деньги, в том числе президентские выплаты. Много месяцев судебных заседаний, волнения, стрессы сказались на здоровье, потребовалось длительное лечение.
А еще и немаловажный факт: в этой длительной «войне» с коллегой потрачены немалые финансовые средства. Конечно, в постановлении, в графе, где должны быть указаны издержки, пусто, но разве кто-либо пытался подсчитать, сколько государство затратило средств на работу высокооплачиваемых специалистов многочисленных государственных структур, задействованных в этом конфликте? Может, их предъявят Романенко? Уверен, что все затраты отнесены на бюджет. Это мы с вами оплачиваем «хотелки» амбициозной начальницы.
Передо мной другое письмо от акушерки этой же поликлиники, которая тоже добивается справедливости. Она пишет, что, вопреки всем предварительным договоренностям, главврач отказалась вернуть ей полную ставку. И вот теперь она, в данный момент предпенсионер, вынуждена работать на полставки. Решая вопрос о целесообразности возврата акушерки на полную ставку, подумала ли главврач о том, как жить человеку на эти мизерные полставки? Или о том, что у человека этот период не войдет в стаж, а устроиться на другую работу предпенсионеру практически невозможно.
Может, и подумала, но решила по-своему. И не просто решила, а, по словам акушерки, начала жесткий прессинг. В поисках справедливости обиженная женщина стала жаловаться в Минздрав. Бесполезно. Написала запрос в прокуратуру. Ждет ответа. У нее много вопросов: куда пропали ее полставки? Почему она, специалист, двадцать лет добросовестно проработавшая в медицине, стала «девочкой для битья»? И уволить не могут, и спокойно работать не дают.
Немало у нее вопросов и в целом по работе учреждения: почему не оплачивают, как положено, работу в выходные дни? Почему не дают отгулы? Почему самовольно меняют условия договоров, не дают время для ознакомления с ними? Почему на прием к главврачу для решения личных вопросов надо записываться за месяц вперед? Почему в коллективе нагнетается атмосфера страха? Почему такая высокая текучка кадров? (Причем, по словам акушерки, выживают грамотных, высокопрофессиональных медиков с большим опытом работы, заслуживших своим добросовестным трудом уважение пациентов, заменяя их студентами, которые вопреки закону назначают лечение пациентам.) Почему главврач в присутствии пациентов может устроить разборки медперсоналу используя порой нецензурную брань? Почему премии за диспансеризацию получает только руководство?
И таких «почему» еще много. И не может человек понять, откуда эта вседозволенность? Почему Романенко остается неприкасаемой для высшего руководства? Ее интересует: кто-нибудь собирается наводить порядок в этом учреждении? Пока на эти вопросы ответов нет…
Но вернемся к первому случаю.
После того как суд восстановил Нину Ивановну в должности, Романенко придумала новый повод не допускать ее к работе, предъявив требование о прохождении психиатрического освидетельствования, а до его прохождения отстранила от работы и силами (оплаченных, вероятно, тоже за счет бюджета) частных охранников выдворила ее.
Медсестра вновь обратилась в суд. Начались судебные тяжбы. Уже дважды переносится судебное заседание, которое вроде должно поставить точку. Переносятся заседания, полагаю, тоже не случайно. Дело в том, что требование о прохождении психиатрического освидетельствования зависит от класса условий труда специалистов, связанных с осуществлением должностных обязанностей, при которых они имеют контакт с возбудителями инфекционных заболеваний, патогенными микроорганизмами 2-3 групп патогенности.
В свое время приступившая к должности Романенко инициировала через ООО «СТЭК» изменение условий труда специалистов поликлиники с класса 3.3 на класс 3.2 (заметьте, что это было в условиях ковида). При классе 3.3 предъявляемое в 2023 году главврачом требование к медсестре было незаконным, на что ей указала госинспекция по труду. Осознавая незаконность своих требований, Романенко вместо принесения медсестре извинений и допуска ее к работе срочно обращается опять в ООО «СТЭК» с инициативой вновь поменять класс условий труда с 3.2 на 3.3. Ничем не подтвержденных слов главврача оказалось достаточно для возврата класса условий труда опять с 3.2 на 3.3. Теперь уже всем сотрудникам отделения надлежит пройти психиатрическое освидетельствование, в том числе и опальной медсестре.
Интересно, что оценка труда в соответствие с федеральным законом должна проводится не реже, чем один раз в пять лет, а здесь, вероятно, для того чтобы выжить с работы неугодного сотрудника, главврач поменяла условия труда через 2.5 года (достаточно дорогая услуга навряд ли была оплачена из личных средств главврача). Зато цель достигнута. Теперь уже с конца декабря на законных основаниях Нина Ивановна обязана будет пройти психиатрическое освидетельствование, но ведь Романенко предполагает, что она его не пройдет.
Все старания главврача оказались напрасными. Нина Ивановна на днях уволилась с работы, а честнее следовало бы сказать, что ее вынудили уйти. Она не хочет работать под руководством главврача, не умеющего ценить специалиста, у которого за десятки лет работы одни благодарности и почетные грамоты «за добросовестный труд, профессионализм, качественное и ответственное выполнение должностных обязанностей» (из трудовой книжки).
Пример Нины Ивановны, год державшей оборону, достоин уважения. Не бояться говорить правду, бороться за свои права — сегодня это сродни гражданскому подвигу.
Но в целом, оценивая эту историю, не могу отделаться от ощущения, что чиновников больше заботит не стремление защитить простого человека, которого «кошмарят» уже больше года, не стремление навести порядок в учреждении, а желание помочь Романенко выбраться из позорной ситуации, куда она себя же загнала, затратив огромное количество бюджетных средств, времени, сил. И коллектив поликлиники подвела, и на систему здравоохранения республики навлекла позор. А ведь если бы слушали чиновники от здравоохранения нашего президента, который опять на днях указал на необходимость тесного общения с гражданами, быстрой реакции на их жалобы, обращения, то не стирали бы неприятную переписку, а своевременно разобрались бы в сути конфликта, делая все, чтобы погасить его.
Но наши чиновники упорно не хотят слышать Путина. Перекладывают на него свою работу. Ведь миллионы писем Путину — это не сделанная кем-то из чиновников работа. А от зарплат и премий эти же чиновники почему-то не отказываются, получают исправно… Справедливо ли это? Давайте подумаем вместе. // Фото: gpointstudio / Freepik