Снижению цен масло из Турции, на наш взгляд, не поможет, да и не для этого, судя по всему, турецкое сливочное масло поставляется в Россию. С его помощью, скорее всего, попытаются «стабилизировать», то есть «заморозить» цены на уже установившемся высоком уровне после подорожания, но об этом чуть ниже.
А пока расскажем о том, что не так с турецким сливочным маслом, и почему оно не станет для нас «палочкой-выручалочкой», ровно, как и турецкие яйца не привели к существенному снижению цены на них, пока наши производители сами не «взялись за ум».
В общем, на фоне подорожания отечественного сливочного масла в российских магазинах начали появляться фольгированные брикеты с маслом из Турции.
Первые партии поступили в Россию несколько дней назад. С 27 октября ввезено уже 20 тонн продукции – сообщили в пресс-службе Россельхознадзора.
Возможно потому, что времени прошло не так много, на данный момент по Сети гуляет лишь одно фото с маслом от турецкого производителя Pinar, которое сняли посетители якобы в магазине «Азбука вкуса».
Турецкий Pinar — один из крупнейших турецких производителей молочных продуктов. Выпускает молоко, сыры, сливочное масло и множество других наименований.
Всё это хорошо, но скорее всего наши люди такое масло массово покупать не станут, во всяком случае, большинство из тех, кто привык, к более-менее натуральному и привычному по вкусовым характеристикам маслу.
На фотографии выше, на упаковках отчётливо видна дата производства продукта – середина сентября 2024 года и окончание срока годности – середина марта 2025 года.
То есть, турецкий производитель указывает, что это масло не испортится в течение 6-ти месяцев (!) со дня изготовления, даже если его будут хранить в магазине в потребительской упаковке, пусть и на холодильной витрине при температуре (3+-2)°C, как того требует российский свод санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1324-03.
Однако согласно нашему ГОСТу на сливочное масло (ГОСТ 32261-2013) срок годности продукта, упакованного в фольгированную потребительскую упаковку не может иметь срок хранения более 35 суток, если же брусок завёрнут в пергамент, то срок его хранения сокращается до 20 суток!
Поскольку мы привыкли именно к таким срокам годности отечественного масла, то очевидно, что речь идёт о натуральном продукте, как бы мы не ругали наших производителей за «химию» и прочее.
Из всего этого прямо следует, что из Турции нам везут, наверное, не совсем натуральное сливочное масло, к которому привык наш взыскательный потребитель. Можно предположить, что, скорее всего, это не сливочная продукция, а спреды с консервирующими добавками – так считают некоторые эксперты.
Конечно, время и дегустация покажет, что к чему, но можно с высокой долей уверенности говорить, что россияне скрепя сердце всё-таки выберут наше масло, несмотря на повышение цен.
Теперь второй фактор, который косвенно указывает на то, что турецкое масло не будет иметь особого успеха в России. Это его жирность.
Дело в том, что в Турции почти всё сливочное масло, за редким исключением, производится с жирностью от 80% и выше. В российской номенклатуре такое масло жирностью 80-85% называется «Классическим», «Традиционным» или «Любительским», но большинство наших соотечественников, особенно представители старшего поколения, привыкли к «Крестьянскому», ГОСТовская жирность которого составляет 72,5%.
В отличие от жирного «традиционного» вкус «крестьянского» масла более приятный и сливочный.
Раньше, когда в деревне взбивали масло из сливок, добиться жирности в 82,5% было очень сложно. Обычно оно было примерно 60-процентным, и чтобы сделать продукт плотнее, масло заворачивали в специальный холст и клали под гнёт, чтобы уходила пахта — жидкая часть масла. Кстати, чем больше ее остается, тем масло вкуснее, у него более выражен молочный вкус. А у очень жирного сливочного масла, например, топленого, вкус просто жира.
В итоге, мы увидели два фактора, которые ставят масло из Турции в проигрышное положение по отношению к отечественному. Но это лишь наше субъективное мнение.
Ну а теперь обратимся к объективным факторам, точнее фактору, указывающему на то, что турецкое масло не поможет снизить цены на нашу российскую продукцию.
Всё просто. Турецкое масло оказалось не только сомнительным по «натуральности» и вкусу, но сильно дороже нашего, совершенно несопоставимым по цене.
Посмотрите на цену турецкого масла:
Мы полагаем, что завоз масла из Турции с откровенно неподъёмным ценником для большинства россиян, помимо других, в том числе неведомых нам причин, преследует целью «заморозить» повысившиеся цены, но при этом сгладить недовольство потребителей, которые должны будут привыкнуть к новым реалиям.
А это самые свежие цены на наше российское масло:
Когда уже подорожавшее отечественное масло на витрине будет стоить заметно дешевле психологической отметки в 450-500 рублей (в пересчёте на 180-граммовую пачку), за которые нам предлагают масло из Турции, то многие из нас, вынужденно конечно, но примут новые цены на наше масло как неизбежное.
Любопытно, что в самой Турции, достаточно дорогое сливочное масло весом в 250 граммов, в пересчёте лир на рубли по текущему курсу, стоит примерно столько же, сколько у нас сейчас стоит 180-граммовая пачка приличного отечественного масла, то есть, по сути, там оно выходит дешевле, чем наше здесь у нас.
Почему же тогда турецкое масло приехало «спасать» Россию с таким «конским» ценником? Запишем в загадки?