Датчик температуры охлаждающей жидкости HAVAL F7/F7x: так сколько их?

Датчик температуры охлаждающей жидкости HAVAL F7/F7x: так сколько их?

Датчик температуры охлаждающей жидкости HAVAL F7/F7x устанавливается в так называемом «малом» круге системы охлаждения. Сокращённая аббревиатура – ДТОЖ. Есть и ещё один датчик температуры, который монтируется в радиатор. Часто их путают или вообще считают одним и тем же. Но это совершенно разные элементы.

Наличие двух контролирующих датчиков температуры – обычное дело для двигателей с электронной системой управления. Это касается не только китайских автомобилей, но и европейских. Тем более, что двигатели большинства современных «китайцев» производятся по европейским технологиям.

zagl

Итак:

  • датчик малого круга отображает показания на панели приборов;
  • датчик радиатора передаёт сигнал на ЭБУ.

В этом принципиальная разница. Нас интересует первый тип.

Конструкция и принцип работы ДТОЖ

cena-i-artikul

Прообразом современных датчиков температуры охлаждающей жидкости, включая и HAVAL F7/F7x, стало простое температурное реле. Термореле впервые начали устанавливать на двигатели с распределённой системой впрыска топлива. Оно было массивным, ненадёжным и часто «залипало», что вело к ложным срабатываниям.

Датчик охлаждения HAVAL F7/F7x представляет собой небольшое изделие, которое даже сложно найти в подкапотном пространстве. Независимо от комплектации автомобиля и мощности двигателя датчик ОЖ выполняет одну функцию: посылает сигнал о текущей температуре тосола или антифриза на панель приборов водителя.

20230919_133327

А вот второй датчик, установленный в радиаторе, отправляет сигнал на ЭБУ. Основываясь на уровне напряжения, подаваемого вторым датчиком ОЖ, электронная система управления HAVAL F7/F7x автомобилем регулирует насыщение смеси, увеличивает или уменьшает обороты двигателя.

Наверняка, многие замечали, как при запуске мотора в сильный мороз резко возрастают обороты холостого хода. ЭБУ повышает их для быстрого  прогрева двигателя, а заслуга в этом – работа датчика.

Токово-температурная характеристика датчика

Сопротивление термоэлемента, расположенного внутри корпуса датчика, напрямую зависит от температуры, воздействующей на корпус. Чем выше температура, тем ниже сопротивление датчика. Причём, показания изменяются по нелинейной характеристике. По сути, это кривая, близкая к параболе.

Сопротивление датчика максимальное при температуре ОЖ -300 С-400 С, резко уменьшается на отметке «0» и выше. Работу такого явления можно заметить при запущенном двигателе HAVAL F7/F7x в зимнее время года. Как только стрелка указателя температуры ОЖ начинает отклоняться в плюсовую зону, обороты холостого хода падают.

Далее, чтобы понять, как датчик температур воздействует на ЭБУ, нужно вспомнить закон Ома:

I = U/R,

чем ниже уровень сопротивления проводника, тем выше напряжение в электрической цепи. ЭБУ реагирует на изменение уровня напряжения, регулируемого датчиком, и выполняет корректировку насыщенности топливо-воздушной смеси.

Проверка датчика с помощью мультиметра

Понять, что датчик не работает, очень легко. Достаточно замерить его сопротивление, не демонтируя с двигателя. Если на холодном HAVAL F7/F7x сопротивление стремится к нулю – это явный обрыв цепи. Датчик неисправен.

Для качественной проверки температурного датчика необходимо знать его токовую характеристику. Найти её можно, но сложно. Поэтому применяется обобщённая методика проверки. Выполнить проверку без снятия с блока цилиндров можно двумя путями:

  • Тестер переводится в режим замера сопротивления, щупы подсоединяются к контактам, выполняется замер сопротивления при различных значениях температуры ОЖ. Обычно, при температуре охлаждающей жидкости в пределах 0-50 С сопротивление датчика находится на уровне 7500-9000 Ом, при температуре 30-400 С – в диапазоне 1500-2300 Ом, а при температуре ОЖ 80-900 С оно составляет менее 1000 Ом. Если показания на табло мультиметра резко отличаются от обозначенных выше, скорее всего, с исправностью ДТОЖ имеется проблема;
  • Тестер переводится в режим измерения уровня постоянного напряжения. Диапазон измерения устанавливается на отметке «20» или «30» вольт. К контактам датчика подсоединяются щупы прибора. При работающем двигателе, если температура охлаждающей жидкости поддерживается в нормальных пределах, напряжение на контактах колеблется в пределах 5 В с погрешностью 1,5 В. Т.е. его нормальный уровень — 3,5-6,5 В.

Некоторые автомобилисты часто спрашивают: «Как прозвонить датчик самостоятельно?». Глубокое заблуждение. Его не нужно прозванивать. Если внутренняя терморезистор имеет короткое замыкание или обрыв цепи соединения, его сопротивление будет составлять ноль Ом или бесконечно большое.

Проверить это очень просто. При работающем двигателе снимается фишка с датчика, ЭБУ подаёт сигнал на включение вентилятора охлаждения радиатора. Электронная система управление воспринимает нулевое сопротивление как критическую температуру двигателя и включает интенсивное охлаждение. Хотя на самом деле – это отказ термочувствительного элемента.

Где расположен датчик ДТОЖ HAVAL F7/F7x

Датчик температуры охлаждающей жидкости находится рядом с двумя термостатами. Для свободного доступа необходимо снять корпус воздушного фильтра. Первый термостат отрегулирован на температуру 88° С – это большой круг, второй на 95° — малый. Датчик, как говорилось ранее, установлен в малом контуре. Для его снятия/установки необходим лишь рожковый ключ.

mormor

reprapr

Загрузка ...