«День позора. Переплавили 10 тысяч танков и прочей техники»: русский «Пёрл-Харбор» обернулся катастрофой?

«День позора. Переплавили 10 тысяч танков и прочей техники»: русский «Пёрл-Харбор» обернулся катастрофой?

Атака 1 июня: оценка ущерба стратегической авиации России и мифы вокруг беспилотников.

1 июня стало шокирующим днем для многих — враг сумел нанести массированный удар по российским аэродромам, где базируется стратегическая авиация, предназначенная для сдерживания Запада. В прямом эфире зрители видели столбы огня и дыма, тогда как федеральные СМИ сохраняли молчание, а вражеские медиа насмехались, пишет «Царьград». Военные блогеры назвали это событие «русским Перл-Харбором», а некоторые эксперты окрестили его «днем позора». Спутниковые снимки подтвердили масштабы атаки, вызвав вопросы об остатках стратегической авиации России и о том, насколько оправданны были заявления о победе беспилотников над самолетами.

Военный обозреватель Влад Шлепченко в издании «Царьград» провел анализ произошедшего и оценил реальный ущерб.

«“День позора” прошёл, пыль и дым улеглись, и можно более-менее объективно подсчитать реальный урон, который был нанесён нашей стратегической авиации, а заодно сделать некоторые предположения относительно последствий этой атаки», — пишет он.

По официальным данным Минобороны, противник пытался атаковать пять ключевых аэродромов: Белая (Иркутская область), Оленья (Мурманская область), Украинка (Амурская область), Дягилево (Рязанская область) и Иваново (Ивановская область). Атака на Украинку, по сведениям, была сорвана — грузовик с дронами сгорел на дороге, а данные о поражении базы опровергнуты. На Дягилево и Иваново атаки были отражены средствами ПВО. При этом враг опубликовал видеоматериалы ударов по базе Оленья, а очевидцы зафиксировали крупные пожары на Белой.

Военный корреспондент отметил, что поскольку на всех базах размещены самолеты одних и тех же типов и горят они примерно одинаково, можно говорить, что успех был достигнут лишь на двух аэродромах, а три остальные атаки были отражены или сорваны.

Несмотря на широкое обсуждение, полного уничтожения стратегической авиации не произошло. Противник сначала заявлял об уничтожении 40 самолетов (около 34% парка), но затем эти цифры снизились до 12, 7 и даже 4. Точные данные о количестве самолетов не публикуются, однако западные аналитики, изучая кадры сгоревших машин, насчитали пять Ту-95МС, два Ту-22М3 и один Ан-12 (который позже оказался целым). По данным полковника Аслана Нахушева, лишь один самолет не подлежит восстановлению.

Таким образом, по подтвержденным данным, потери стратегической авиации составляют менее 4% от общего парка, а среди тяжелых бомбардировщиков — около 6,5%. При этом для поддержания текущей интенсивности ударов России достаточно иметь в строю всего шесть боеготовых Ту-95МС.

Между тем Киев продолжает распространять фейки, заявляя о якобы уничтожении половины дальней авиации. В частности, в соцсетях распространяются видео с изображениями уничтоженных истребителей МиГ-29 и МиГ-31, которые эксперты признали нейросетевыми подделками — с искажениями перспективы, артефактами и отсутствием физической реалистичности. Такие материалы нацелены не на специалистов, а на массовую аудиторию, чтобы создать впечатление, что Россия теряет контроль.

Вопрос о том, действительно ли беспилотники способны заменить стратегическую авиацию, остается открытым. Многие военэксперты, в том числе опираясь на мнение Илона Маска, поспешили заявить, что «стратеги» устарели. Однако военный волонтер Владислав Шурыгин отметил, что выводы сделаны преждевременно. Случай с атакой аэродромов нельзя считать доказательством устаревания стратегических бомбардировщиков — ведь за все время специальной военной операции ни один из них не был сбит противником.

«“Похороны” стратегической авиации явно преждевременные. Во времена недоброй памяти министра обороны Сердюкова мы отказывались от таких “атавизмов” как дивизионно-корпусная структура ВС, мобилизационная система страны, рассуждая о том, что “большой” европейской войны больше никогда не будет и нам всё это не нужно. Десятками тысяч отправляли на переплавку танки, артсистемы, бронетехнику. Насколько эти решения были правильными, показала СВО уже в первые месяцы», — говорит он.

Кроме того, проблема не в самолётах, а в недостатках прикрытия аэродромов. Отсутствие надежной обороны и многослойного режима контртеррористической операции позволило врагу чувствовать себя в России слишком свободно. Аналогия с угонами автомобилей у дома показывает, что вина не в транспортном средстве, а в недостатках безопасности, говорит Шурыгин.

Наконец, утверждения о бессмысленности строительства укрытий для стратегической авиации также спорны. Создание беспилотных носителей стратегических крылатых ракет с дальностью около 6-7 тысяч километров требует сложной техники, больших объемов топлива и оборудования, сравнимых по весу с современными стратегическими бомбардировщиками. Таким образом, и для беспилотников необходимы укрытия, так как основным оружием против аэродромов остаются крылатые ракеты дальнего радиуса действия, способные нанести серьезный урон открытым стоянкам самолетов.

Подводя итог, атака 1 июня нанесла определенный ущерб, но говорить о крахе стратегической авиации России преждевременно. Главная задача — усилить защиту аэродромов и не поддаваться информационным провокациям, которые пытаются деморализовать общество.

Загрузка ...