Мэр Петрозаводска объяснила, в каких сферах жизни горожан усилен муниципальный контроль и почему
В Петрозаводске усиливаются и укрупняются некоторые муниципальные предприятия, их сотрудникам повышают зарплаты. Готовится к запуску новый автобусный маршрут в дальний микрорайон города. Зимой на дорогах будут применяться реагенты. Одни люди делают красивые объекты в столице Карелии, а другие ломают. Но любовь к городу победит. Эти и другие темы мы обсудили с главой Петрозаводского городского округа Инной Колыхматовой.
— Лето было жарким, и осень тоже очень теплая. Жители Карелии расслабились, как будто до зимы еще далеко… Многие весь октябрь собирали клюкву, и сейчас еще продолжают. Значит ли это, что и в администрации Петрозаводска о грядущих морозах и снегопадах пока не думают?
— Я очень рада, что у нас был такой октябрь — он позволил не только жителям Карелии собирать клюкву, но и нашим подрядчикам завершить многие строительные объекты. Администрация Петрозаводска начала готовиться к зиме летом: мы еженедельно собирали штаб, думали, как оптимально организовать уборку и вывоз снега, какие реагенты использовать, обсуждали условия контрактов в соответствии с финансовыми возможностями.
В этом году мы поделили контракты на уборку улиц: отдельно будет ноябрьский, и второй — начиная с декабря до середины весны. Ноябрь — это переходный период между осенью и зимой, характер и интенсивность осадков другая. Все-таки зимняя уборка имеет свою специфику, поэтому мы посчитали важным заключить отдельный контракт на зиму.
— Ноябрьский контракт мы заключили с «Кондопожским ДРСУ». В декабре посмотрим, кто выйдет с предложением убирать наш город. Этой зимой мы впервые планируем использовать и пескосоляную смесь, и реагенты. Многие регионы уже опробовали этот комбинированный вариант, и получили хорошие результаты. Реагенты хорошо показывают свою эффективность на проезжей части, а вот на тротуарах лучше использовать пескосоляную смесь — это убережет домашних животных, да и обувь петрозаводчан останется целой.
— Теплоснабжение Петрозаводска под контролем?
— На мой взгляд, мы хорошо вошли в отопительный сезон. Одни горожане считали, что тепло нужно было «включить» раньше, другие — что позже, но в целом, я думаю, что дата была выбрана оптимальная. Ресурсоснабжающие организации и управляющие компании неплохо поработали летом, еженедельно отчитывались о проведенных мероприятиях. В отдельных случаях приходилось подключать Госкомитет по жилищному надзору и заставлять УК-«плохишей» выполнить то, что они должны сделать. Управляющие компании и ресурсоснабжающие организации готовы к зиме, даже если она будет очень холодной.
— В Петрозаводске в разные времена происходили разные процессы. В 90-е и в начале 2000-х говорили о том, что все убыточное для города нужно отдать бизнесу, в том числе продать троллейбусное управление. Сейчас идет обратный процесс — усиление муниципальных предприятий, в частности «Городского транспорта» и «Автоспецтранса». Это глобальная стратегия столицы Карелии?
— Я не могу сказать, что эта стратегия касается всех сфер жизни. Но в вопросах общественного транспорта и вывоза мусора было необходимо усилить контроль со стороны муниципалитета. Поэтому мы сегодня говорим о перезагрузке городской инфраструктуры.
Я не против бизнеса. Бизнес — это экономика и развитие региона. Но есть сферы деятельности, в которых необходимы контроль, координированные действия и эффективное управление.
После того, как мы ввели 30-й автобусный маршрут, модернизировали троллейбусный маршрут № 8, петрозаводчане благодарят и говорят, что им стало комфортнее. А ведь это самое главное — чтобы горожанам было удобно, для этого мы и работаем. С 1 ноября запускаем 28-й маршрут в Соломенное — он тоже будет работать по регулируемому тарифу. Люди пользуются общественным транспортом, и мы должны обеспечить им такую возможность.
Маршрут автобуса № 28: Рабочая ул. — Логмозерская ул. — Соломенская ул. — Петрозаводское ш. — Соломенское ш. — Заводская ул. — ул. Зайцева — ул. Мелентьевой — Октябрьский пр–кт — Мурманская ул. — Первомайский пр–кт — ул. Антикайнена — пр–кт Ленина — ж/д вокзал — пр–кт Ленина — ул. Кирова — Ленинградская ул. — Октябрьский пр–кт — ул. Мелентьевой — ул. Зайцева — Соломенское ш. — Петрозаводское ш. — Соломенская ул. — Логмозерская ул. — Рабочая ул.
Вывоз мусора, уборка мусорных площадок — еще одна чувствительная для горожан тема. Я часто общаюсь с главами других городов, проблемы с деятельностью региональных операторов есть почти везде. У нас нет никаких юридических отношений с «Карельским экологическим оператором» (у предприятия договор с Минприроды Карелии), а значит, у города нет и никаких рычагов влияния. В таких условиях трудно выстроить работу «на результат». Поэтому мы решили, что ПМУП «Автоспецтранс» должно быть встроено в систему уборки города, быть его важным и эффективным звеном.
Первое, с чего мы начали — подняли зарплаты сотрудникам двух муниципальных предприятий. С 1 октября водители «Городского транспорта» получают от 60 тысяч рублей и выше, водители «Автоспецтранса» — от 80 тысяч рублей. Таким образом, мы начали решать кадровую проблему, усилили штаты. Людям все-таки спокойнее работать в государственном предприятии, а не на частника.
Наш «Автоспецтранс» сейчас находится на субподряде у «Карельского экологического оператора» и пока обслуживает шесть районов Петрозаводска: Древлянку, Перевалку, Зареку, Рыбку, СКЗ и Сулажгору. И если проанализировать все жалобы горожан на плохую уборку контейнерных площадок — именно в этих шести районах города их стало существенно меньше. Сотрудники «Автоспецтранса» не только освобождают контейнеры, но и собирают мелкий мусор около площадки — это глобальное отличие от работы «КЭО». Возможно, в ближайшее время к шести микрорайонам Петрозаводска добавится Голиковка.
— По итогам строительного сезона в Петрозаводске выполнен большой объем работ: отремонтированы дороги и мосты, благоустроены парки, появилось освещение на улицах. Каким объектом вы сами гордитесь больше всего?
— Не могу выделить какой-то объект, они все очень важные. В этом году мы кардинально поменяли подход к ремонту и строительству. Например, среди городских трасс были выбраны дороги с очень высоким трафиком. Это всегда риск для власти: горожане испытывают неудобства, растет критика, недовольство автомобильными пробками. Но мы пошли на это, понимая важность ремонта и на Мелентьевой, и на Комсомольском проспекте, и на других крупных трассах.
В 2024 году выполнен ремонт дорог в Петрозаводске:
— улица Варламова (от улицы Володарского до проспекта Александра Невского);
— улица Фурманова (от д. 5 по улице Фурманова до Суоярвской улицы);
— Фаддеевская улица (от улицы Луначарского до проспекта Карла Маркса).
— Комсомольский проспект (от площади Кукковское Кольцо до Древлянской набережной);
— улица Мелентьевой (от Первомайского проспекта до набережной Варкауса);
— Мурманская улица (от улицы Шотмана до набережной Варкауса);
— Ключевское шоссе (от улицы «Правды» до улицы Репникова);
— улица Сулажгорского Кирпичного Завода (от Суоярвского шоссе до улицы Дружбы);
— Гоголевский путепровод (от улицы Черняховского до Красноармейской улицы);
— улица Антикайнена (от проспекта Ленина до границы работ по мосту через Неглинку);
— Мичуринская улица (от улицы Фурманова до улицы Чкалова).
По такому же принципу мы ремонтировали и мосты: в беспрецедентно короткие сроки завершили работы сразу на нескольких путепроводах.
— Да, закрыть на ремонт Пименовский мост, когда закрыт Лобановский на Мерецкова — на это надо было решиться… Вы же понимали, что будет транспортный коллапс, и на вас обрушатся с яростной критикой?
— Мы же не моментом живем. Есть стратегия развития Петрозаводска, есть плановая работа, и по этому пути надо идти, боишься ты критики или нет. Качественные мосты и дороги — это безопасность людей и, в конечном счете, репутация города. Мы понимали, что будет болезненно, и не могли закрыть Пименовский мост раньше, пока ремонтировался Гоголевский. Но и позже не могли — ремонт важного путепровода, на который легла большая нагрузка после закрытия Лобановского моста, надо было сделать. Замахнулись? Да. Получилось? Да.
— Петрозаводчан радуют такие события, как, например, установка витражных остановочных комплексов — это очень классная идея! — или появление в парке скамеек, изготовленных из вторсырья. Но горожан огорчает, когда всю эту красоту портят вандалы. Как приучить людей ценить элементы благоустройства? И что делать с теми, у кого руки чешутся?
— Я ориентируюсь на тех, кто любит наш город. И таких людей очень много. Они пишут мне в личные сообщения: присылают свои предложения для улучшения жизни в Петрозаводске, среди них много классных идей.
Любовь к городу все равно победит! И не будет проблемы с сохранением удобства и красоты. Я в это верю.
// Фото: пресс-служба администрации Петрозаводска.