Из-за этих людей у российских автомобилей не было шансов на развитие. Вот как бандиты лишили страну отечественного автопрома

Из-за этих людей у российских автомобилей не было шансов на развитие. Вот как бандиты лишили страну отечественного автопрома

Июнь 2004 года. На асфальте московской улицы следы преступления над журналистом Полом Хлебниковым. Его убрали рядом с офисом российского журнала «Форбс».

Павел Хлебников – потомок русских эмигрантов, родился в Нью-Йорке, имел блестящее образование. Но в конце 80-х молодой доктор наук стряхнул с себя библиотечную пыль и стал журналистом, который специализируется на громких расследованиях. Мимо него в тот вечер быстро проехали Жигули. Из машины раздалась автоматная очередь. Скорая ехала к Хлебникову целый час и ушел он в больнице, так и не добравшись до операционного стола. Главный редактор русского «Форбс» и врачи застряли в лифте.

Схемы Березовского

Генеральным директором АвтоВАЗа в то время был уважаемый в городе Владимир Каданников. Позже он даже станет вице-премьером, его очень ценили в Кремле. Вначале всем казалось, что Березовский наладит сбыт товара, и завод разбогатеет. Но шло время, а все получалось ровно наоборот. Долги предприятия росли.

Борис Березовский за несколько лет бурной деятельности в Тольятти превратил крупнейший автомобильный завод в еле живой организм, который просто рвали зубами подконтрольные ему фирмы и криминальные структуры. У завода были крупнейшие задолженности по налогам и зарплатам в стране. При этом Березовский становился все богаче, он придумал гениальную схему – продавать как можно больше автомобилей за рубеж по льготным ценам.

«За рубежом наши машины стоили 2-3 тысячи долларов, а в России за них просили от 7», – Николай Ковалев, бывший директор ФСБ.

Березовский скупал автомобили и отправлял их за рубеж. За границей от машин отказывались, и они возвращались назад. Покупал он их за 3 тысячи долларов, а возвращенные уже продавал за 7.

Заводы в те времена

В начале 90-х половина предприятий в России разорена и закрыта. Парализованы оборонная и тяжелая промышленности. Слово «безработица» еще недавно было каким-то заграничным, а теперь это норма российской жизни.

«Половина населения голодала и сидела без денег», – Юрий Белоусов, экономист.

Забастовки рабочих, которым не платят зарплату, идут по всей стране. И наверху панически боятся, что разгорится масштабный народный бунт. Без работы остались миллионы молодых и злых на власть мужиков. АвтоВАЗ в Тольятти – редкий пример завода, конвейеры которого работаю круглосуточно. И здесь выпускают очень нужный всей стране товар, мечту всех россиян.

«За эту машину люди могли простить власти многое, прошлые политики не давали реализовать такую мечту», – Александр Михайлов, писатель.

Со временем Березовский вовсе обнаглел и стал возить за границу не машины, а только их документы, оставляя автомобили на тайной базе под городом Чехов. Крупнейшее предприятие страны превратилось в «дойную корову» для мошенников всех мастей.

Новый человек на заводе

Алика Гасанова в начале 90-х знали все. Вокруг этого миллионера крутились все ушлые коммерсанты и высокие городские чиновники. Он был сказочно богат, его жене завидовал весь Тольятти. Гасанов был главой фирмы «Мега Лада» и финансистом крупной ОПГ. Получить машины могло ограниченное число людей. Алик и его жена вступают в сговор с руководством завода и закупают машины по заниженным ценам. В доле с ними были бандиты, которые давали «крышу». Буквально за пару лет Гасанов построил сверхприбыльный бизнес.

«Под банковскую гарантию заключался договор, она предусматривала оплату после отгрузки. Машины отгружались, а потом выяснялось, что гарантия была поддельной», – Владимир Ягутян, дилер автомобилей.

Самым крупным делом была партия на 5 тысяч автомобилей. Автором схемы был Алик Гасанов, за неделю положивший в карман 2 миллиона долларов. За тем, что происходит на АвтоВАЗе, следит вся страна. В 90-е вести из Тольятти были лучше всякого боевика. За свою жизнь боятся все работники завода.

Июнь 2004 года. На асфальте московской улицы следы преступления над журналистом Полом Хлебниковым. Его убрали рядом с офисом российского журнала «Форбс».-2

Бандиты на АвтоВАЗе

В Тольятти съезжались за машинами люди со всей страны. Как только счастливые покупатели выходили за пределы завода, их встречали крепкие парни, которые требовали заплатить за то, чтобы машина осталась целой.

До середины 90-х мерилом жизненного успеха была «Девятка». В кино на таких крутых тачках ездили в основном криминальные личности и богачи с нехорошей репутацией. Ни один концерт группы «Комбинация» не обходился без песни про этот автомобиль. Город Тольятти превратился в самую горячую криминальную точку России. Из-за споров за сферы влияния на заводе шла настоящая война. Его контролировали сразу несколько ОПГ.

«Они воспользовались беспомощностью нашей власти», – Алексей Леньшин, дилер АвтоВАЗа.

Одной из банд руководил Владимир Вдовин по кличке «Напарник», ранее судимый за грабеж и хранение оружия. Человек, которого в Тольятти знали даже старики и дети. У Вдовина был охранник, водитель и преданный слуга Дмитрий Рузляев. Он имел богатырский рост, за что получил кличку «Большой Дима». Он смекнул, что и сам способен сколотить вполне дееспособную банду. Большой Дима стал главным врагом своего бывшего шефа и создал собственную ОПГ, которая тоже взялась за АвтоВАЗ.

«Тогда у них была тематическая внешность, никто не носил модные костюмы, все ходили в спортивной одежде», – Татьяна Иванова, солистка «Комбинации».

На АвтоВАЗе было 11 заместителей генерального директора, и каждый имел свою квоту на машины, отгружая эту продукцию исключительно своим. Главными дилерами предприятия были родственники и друзья руководства, но нужно было быть готовым к тому, что к тебе нагрянут люди Рузляева или Вдовина и потребуют отдать машины им.

«Милиция не собиралась ничего делать и не могла ничего делать», – Влад Трифонов, журналист.

Но в городе все же были герои, и легенды ходили про молодого милиционера Дмитрия Огородникова, который практически в одиночку боролся со страшным криминальным синдикатом. Поддержки у руководства не было никакой, бандиты грозились его убрать, но он упорно лез прямо в их логово и пытался посадить на скамью подсудимых.

Милиции в те времена пришлось столкнуться с очень сильным сопротивлением бандитов, но были герои, которые боролись с преступность в любых условиях.

Загрузка ...