Радиаторы, расположенные под капотом автомобиля, со временем могут загрязняться пылью, насекомыми, листвой и различным мелким мусором, который попадает на них через радиаторную решетку. Из-за этого ухудшается теплообмен, что может негативно влиять на работу автокондиционера и системы охлаждения двигателя. Кроме того, дорожная грязь, попадающая на радиаторы, может содержать различные химикаты, вызывающие коррозию металла: например, антигололедные реагенты, которыми зимой посыпают скользкие дороги. Чтобы увеличить срок службы радиаторных панелей, их нужно не только промывать внутри при замене антифриза, но и периодически чистить снаружи.
Где находятся радиаторы в машине и сколько их может быть
Радиаторы охлаждения и кондиционирования располагаются за радиаторной решеткой в передней части подкапотного пространства, между фарами. Их легко найти – это большие панели с тонкими металлическими ламелями. Снизу и сверху к ним подведены резиновые или резинометаллические патрубки.
В зависимости от модели машины, теплообменников может быть один или несколько. Если автомобиль оснащен кондиционером, то рядом с основным радиатором охлаждения будет установлена еще одна панель – конденсатор, в котором газообразный фреон переходит в жидкую фазу и отдает тепло в окружающую среду. Кроме того, в машинах с мощными теплонагруженными двигателями может использоваться несколько основных радиаторов охлаждения. В таких автомобилях регулярная чистка теплообменников особенно важна, поскольку неэффективный отвод тепла очень критичен для теплонагруженных моторов.
Почему лучше мыть радиаторы без снятия
Снимать радиаторы с автомобиля неудобно и сложно, даже если под капотом находится лишь один теплообменник (например, в машине без кондиционера). Дело в том, что при их демонтаже нужно отсоединять патрубки и вентиляторы, а также сливать антифриз. Если охлаждающая жидкость относительно свежая, это приведет к необоснованным расходам, поскольку автовладельцу придется снова покупать антифриз.
С радиаторами автокондиционеров ситуация в разы сложнее. Если антифриз можно поменять без помощи профессионалов, то заправка кондиционера после снятия радиатора и вытекания фреона может быть выполнена только в автосервисе, причем далеко не в каждом. Поэтому чистку радиаторов удобнее и дешевле проводить без их снятия.
Как выполнить мойку радиаторов
Промывать автомобильные радиаторы следует только с помощью шланга с относительно слабым напором. Использовать мойки высокого давления крайне нежелательно: сильная струя воды может повредить соты, что в перспективе может обернуться протечкой теплообменника. Также с этой задачей может справиться очиститель двигателя спрей Dr.Active, который свободно можно использовать и для мойки радиаторов. Его можно использовать как на внедорожниках, так и на легковых автомобилях. спрей выпускается в виде раствора, готового к применению.
Перед мойкой рекомендуется продуть радиаторы сжатым воздухом – например, с помощью обычного автомобильного компрессора. Таким способом можно убрать основные загрязнения, пока они сухие. В намокшем состоянии они прилипают к сотам, и их становится сложнее удалить.
Очевидно, что промыть теплообменники со шланга по всей поверхности не удастся – в любом случае останется некоторое количество загрязнений в труднодоступных местах. Кроме того, если в машине установлено два радиатора, то они будут располагаться впритык друг к другу, поэтому пространство между ними тоже не удастся промыть. Но в большинстве случаев этого и не требуется. Достаточно, чтобы была очищена основная площадь теплообменных поверхностей. Даже частичная мойка даст положительный эффект и будет намного лучшим решением, чем полное бездействие.