Экипаж разбившегося в казахстанском Актау самолета Embraer 190 явно испытывал проблемы с управлением. Так считает летчик гражданской авиации с 40-летним стажем Владимир Сальников.
Фото: МЧС Казахстана
Азербайджанский самолет Embraer 190 (бортовой номер J2 8243) ударился о взлетную полосу в аэропорту Актау. Он летел из Баку в Грозный, был перенаправлен диспетчером в аэропорт Махачкалы, но почему-то изменил направление, полетел над Каспийским морем и стал заходить на посадку на прибрежном аэродроме в Актау.
— У пилотов что-то произошло с системой управления, — говорит Владимир Сальников. — Они явно с трудом управляли самолетом. Кстати, на этом «Эмбрайере» точно такие органы управления в кабине, как и у «Суперджета». Это сайдстики или джойстики
По его словам, региональные бразильские самолеты «Эмбрайер» также оснащены компьютерными системами, помогающими летчику пилотировать самолет в разных режимах.
— Но если эти системы выходят из строя, начинаются проблемы. Это примерно то же самое, что случилось в 2019 году с нашим «Суперджетом», который упал в Шереметьево. Там экипаж заходил на посадку в сложных погодных условиях, с сильным боковым ветром. В таком случае надо очень-очень нежно, тщательно контролировать полёт самолёта. А тут, судя по видео из Актау, видно, что самолет при заходе на посадку то набирает высоту, то нормально летит, то выполняет развороты. Пилоты как бы пытались спасти ситуацию, но, по-моему, немножко не учли вот этот момент — как действовать в сложной ситуации таким органом управления, как сайдстик.
— Что за особенность?
— Когда сайдстиком управляешь, ты, допустим, берешь его как бы «на себя», чтобы тангаж увеличить, а он не сразу реагирует. То есть пройдёт какая-то доля секунды, может, даже секунда-полторы. И только потом самолет начинает реагировать на движение сайдстика. А за это время положение самолета меняется, летчик делает уже другое движение, и опять та же задержка. В результате получается как при резонансе — амплитуда колебаний усиливается. Тут и до беды недалеко.
Летчикам «Эмбрайера», когда уже оставалась до земли метров 10–15, надо было начинать выравнивать самолет, а все происходило с опозданием, с замедленной реакцией. Я думаю, если бы в кабине был обычный штурвал, летчик бы действовал эффективнее, и, возможно, до катастрофы дело бы не дошло.
Я уже много раз говорил — идея заменить штурвал, который находится прямо перед летчиком, на джойстик, который находится сбоку от пилота и управляется одной рукой — себя не оправдала.
Любое орудие труда человек, как правило, держит прямо перед собой, а не слева или справа. Это делается на уровне подсознания. Когда ты управляешь одной рукой, которая где-то в стороне находится вместе с сайдстиком, пилотирование усложняется. Это не так просто. Ты видишь движение относительно земли, осознаёшь, что надо делать то-то и то-то, например, выравнивать крен, скорость выдерживать, и при этом ты должен ещё движение руки своей контролировать. Тут намного больше внимания надо уделять всему этому.
Я ярый сторонник того, чтобы этот сайдстик вообще из гражданской авиации убрать и чтобы его там никогда не было. Потому что штурвал — намного лучше. Это мнение многих пилотов. Основной орган управлени должен быть перед тобой, а не сбоку. Вот представь, что ты ведешь автомобиль, а твой руль находится слева от тебя или справа. Будет тебе комфортно? Вряд ли.
— Говорили, что якобы баллон с кислородом взорвался на борту…
— Да, я тоже об этом читал в соцсетях. Кислород взрывается только в одном случае, если он контактирует с маслом. Вот, кстати, именно поэтому женщинам говорят, если губы накрашены, то ни в коем случае кислородную маску одевать не надо. Надо в первую очередь удалить с губ краску всю. Поэтому многие женщины, как бы памятуя об этом, когда летят на самолёте, практически губы не красят, и правильно делают.
Двигатели вроде у него в рабочем состоянии были. Стай птиц нигде не видно. Flightradar сообщает, что, когда он через Каспий летел, у него какой-то кривой был маршрут: туда-сюда рыскал. Это вот как раз проблемы с управляемостью.
Отказ в системе управления мог быть связан либо с электросистемой, либо с какой-то гидравлической системой. Там две или три гидросистемы, если одна из гидросистем отказала и плюс в придачу ещё и электричество где-то «глюкнуло», то системы, которые помогают летчику лететь в обычном режиме, отключаются. А с ручным управлением, как я уже сказал, у пилотов явно были проблемы. Во многом, считаю, из-за сайдстика. Когда критическая ситуация, он только усложняет процесс пилотирования.