Соучредители Google Ларри Пейдж и Сергей Брин настолько любили розыгрыши, что начали выдвигать диковинные идеи каждый день дурака, вскоре после основания своей компании более четверти века назад.
Однажды Google опубликовал вакансию для исследовательского центра Коперника на Луне. В следующем году компания заявила, что планирует внедрить в своей поисковой системе функцию «поцарапать и обнюхать».
Шутки были настолько чрезмерными, что люди научились смеяться над ними, считая их еще одним примером шалости Google. И именно поэтому Пейдж и Брин решили представить в День смеха то, в реальность чего никто не мог поверить 20 лет назад.
Это был Gmail, бесплатный сервис, который может похвастаться 1 гигабайтом хранилища на одну учетную запись — объем, который звучит почти как пустяк в эпоху 1-терабайтных iPhone. Но тогда это звучало как нелепая емкость электронной почты, достаточная для хранения около 13 500 электронных писем, прежде чем закончится место, по сравнению с 30–60 электронными письмами в ведущих на тот момент службах веб-почты, которыми управляли Yahoo и Microsoft. Это привело к увеличению места для хранения электронной почты в 250–500 раз.
Помимо значительного увеличения объема хранилища, Gmail также оснащен поисковой технологией Google, позволяющей пользователям быстро получить интересную информацию из старого электронного письма, фотографии или другой личной информации, хранящейся в службе. Он также автоматически объединял цепочку сообщений на одну и ту же тему, так что все сливалось воедино, как если бы это был один разговор.
Это была настолько ошеломляющая концепция, что вскоре после того, как Ассошиэйтед Пресс (AP) опубликовало статью о Gmail поздно вечером в апреле 2004 года, читатели начали звонить и писать по электронной почте, чтобы сообщить информационному агентству, что его обманули шутники из Google.
Но AP знало, что Google не шутит по поводу Gmail, потому что репортера издания внезапно попросили приехать из Сан-Франциско в штаб-квартиру компании в Маунтин-Вью, штат Калифорния, чтобы увидеть что-то, что сделало бы поездку стоящей.
После прибытия в все еще развивающийся корпоративный кампус, который вскоре превратился в то, что стало известно как «Googleplex», репортер AP был препровожден в небольшой офис, где Пейдж с озорной ухмылкой сидел перед своим ноутбуком.
Пейдж, которому тогда был всего 31 год, продемонстрировал элегантный дизайн почтового ящика Gmail и продемонстрировал, как быстро он работает в уже устаревшем веб-браузере Explorer от Microsoft. И он отметил, что в главном окне управления нет кнопки удаления, потому что в ней нет необходимости, поскольку в Gmail так много места для хранения данных и в ней так легко осуществлять поиск.
«Я думаю, людям это действительно понравится», — предсказал Пейдж.
Как и во многих других вещах, Пейдж был прав. Сейчас у Gmail около 1,8 млрд активных учетных записей, каждая из которых теперь предлагает 15 гигабайт бесплатного хранилища в комплекте с Google Photos и Google Drive. Несмотря на то, что это в 15 раз больше места для хранения, чем первоначально предлагал Gmail, этого все равно недостаточно для многих пользователей, которые редко видят необходимость в очистке своих учетных записей, как и надеялся Google.
Несмотря на то, что Gmail сразу вызвал ажиотаж, он начал с ограниченных возможностей, поскольку изначально у Google было достаточно вычислительных мощностей только для поддержки небольшой аудитории пользователей, всего около 10 000 пользователей.
Но этот дефицит создал атмосферу эксклюзивности вокруг Gmail, что привело к лихорадочному спросу на неуловимые приглашения зарегистрироваться. В какой-то момент приглашения на открытие учетной записи Gmail продавались на eBay по 250 долларов за штуку.
Хотя подписка на Gmail становилась все проще по мере того, как все больше крупных центров обработки данных Google подключалось к сети, компания не начинала принимать всех желающих к службе электронной почты до тех пор, пока не открыла шлюзы в качестве подарка миру ко Дню святого Валентина в 2007 году.