После публикации на портале «RuNews» Юлию Скруйбене приняли сразу два прокурораЮлия Скруйбене — вдова погибшего участника СВО
Текст, фото: Марина Бедорфас
История Стасиса Скруйбиса — жителя Карелии из Питкярантского района, как и многих участников спецоперации, началась в сентябре 2022 года. Его мобилизовали. Начинал он службу в Сватово, после отпуска их мотострелковое подразделение перекинули на Купянское направление. В ноябре 2023 года на боевом задании, когда они с группой должны были отвлечь вражеский танк, Стасис получил осколочное ранение в бок.
«Он не успел после подрыва полностью спрятаться в окоп. Полчаса после ранения, как мне рассказали ребята, он еще был жив. Но рядом не оказалось медика, чтобы оказать первую помощь. Мой муж погиб в середине ноября, ему было 39 лет»,
— рассказала вдова Юлия.
Уже после смерти Стасиса на портале «Республика» 30 ноября вышла статья «Фронтовые письма: будни карельских мотострелков», автором которой является майор Владимир Войнов. Напомним, он руководил школой в поселке Шуя Прионежского района и в сентябре 2022 года ушел добровольцем на фронт, где в звании майора возглавил карельское мотострелковое подразделение.
В этой статье, которая и сейчас находится на сайте, майор Войнов описал подвиги бойцов СВО, рассказал, что все они награждены медалями «За боевые заслуги» и сделал фотографии с наградами, которые также представлены в статье.
«Впервые я эту статью увидела уже после сообщения, что Стас погиб. Мне знакомые скинули ссылку и слова поддержки, что раз вышла статья на правительственном сайте, значит, ошибка, значит он жив. И у меня зародилась еще надежда. Но никакие ожидания уже не оправдались… В январе мы Стасиса похоронили. Гробы погибших приходят в ящиках, там был флаг, его фуражка. Я не стала фуражку хоронить, оставила дома»,
— продолжает Юлия Скруйбене.
В комнате у Юлии стоит портрет Стасиса. Возле него Орден Мужества, который вручили ей уже посмертно, и свеча. На этом портрете погибший участник СВО как раз с той самой медалью.
«После похорон прошло какое-то время, и я стала узнавать про эту медаль. Да, Орден Мужества я получила, но он вручен посмертно, и его получают все вдовы или родители. А медаль «За боевые заслуги» он должен был получить при жизни. Я стала обращаться к командирам, никто ничего не знал об этом награждении.
Тогда я связалась с майором Войновым, который написал эти фронтовые заметки и сделал фото. Я дозвонилась до него. Разговаривал он со мной, как будто я его подчиненная на фронте, и не имею права узнать про награду мужа. И он мне ответил, что все это было постановочно, что эта медаль была одна, ее вешали по очереди на всех бойцов. И все это было для поднятия боевого духа. И никого на самом деле награждать не будут! Вы представляете, это с ума можно сойти?! Как такое в голову пришло? Парни там воюют, погибают, а он такими вот статейками обесценил все эти награды… Да те, кто остался жив, сослуживцы Стаса, приезжали в отпуск, приходили на кладбище, сказали мне, что не нужны им такие награды!».
До настоящего времени медаль своего супруга жительница Карелии так и не получила, несмотря на то, что Президент России Владимир Путин дает особые указания по поводу поддержки семей участников спецоперации. Наша героиня обратилась к общественникам: к учредителю НКО «Ветераны Карелии» Кире Чемодановой, которая является также вдовой погибшего гвардии сержанта воздушно-десантных войск. И тогда они решили рассказать эту историю журналистам.
«Мне не нужны выплаты, я хочу, чтобы мне вернули медаль моего мужа. Подвиг описан, служил он честно, эту медаль он заслужил»,
— продолжает вдова.
Юлия призналась, что готова ехать в качестве волонтера в военные госпитали, помощь там точно нужна. Но ее большого пса по кличке Султан некому оставить. Стасис мечтал жить на берегу озера, рыбачить, ходить в лес и завести алабая. Вместе супруги Скруйбис прожили 20 лет. В этом году в отпуске планировали обвенчаться. Но вместо этого семейного праздника Юлия стала участницей Всероссийского проекта «Жена героя».
И, несмотря на то, что супруг Юлии погиб, она проджолжает собирать посылки для бойцов СВО и помогать тем, кому нужна помощь.
Жизненную ситуацию нашей героини не признали трудной. По соцконтракту ей отказали в получении дров. Юлия живет в доме с печным отоплением. Мотивировали такое решение чиновники тем, что она безработная и живет одна.
Помогают и поддерживают Юлию Скруйбис соседи и друзья: снег чистят, траву косят, сарай разбирают.
После выхода нашего видеосюжета об истории с наградой Стасиса Скруйбиса и проблемах, с которыми сталкивается вдова, ситуация стала меняться.
Юлию посетили представители администрации и фонда «Защитники Отечества». Глава района нашел строительную фирму, которая поможет вдове с ремонтом дома. Юлия получила региональные выплаты, которых на момент записи интервью тоже еще не было. И ей предложили работу. Теперь она трудоустроена в местный дом культуры.
Карельский филиал фонда Защитники Отечества на запрос нашей редакции рекомендовал вдове записаться на прием к представителю военной прокуратуры республики, который прошел 23 августа в Петрозаводске. Прием граждан проводили прокурор республики Дмитрий Харченков и военный прокурор Петрозаводского гарнизона Павел Газзаев.
Однако, как мы сообщали ранее, вдову погибшего на СВО из Питкяранты — Юлию Скруйбене они не приняли. Юлия записывалась на прием заранее через социального координатора Фонда в Питкяранте Татьяну Дожидаеву. После обращения по поводу записи вдове сообщили, что все время с 9.30 до 12.00 расписано, «номерков» свободных нет. Но поскольку у Юлии были запланированы к этой дате еще другие дела, она приехала и пришла в на прием в надежде, что ее примут в живой очереди хотя бы самой последней.
Она написала заявление, и стала ожидать встречи с прокурором, поскольку кто-то из записанных ранее не пришел, и время освободилось. Заявление ее забрали, а затем сообщили, что в приеме ей отказано, прокурор должен быть осведомлен о том вопросе, с которым к нему обращаются. И предложили вдове, которая проехала из района больше 250 километров, приехать еще раз 20 сентября. Но тут уже запись будет точно, обещали ей.
«Мне очень важно решить вопрос с наградой супруга. Но, если честно, я не ожидала, что меня даже к кабинету не подпустят. Не думаю, что после сюжета и такого общественного резонанса специалисты Фонда и прокуратура не в курсе этого вопроса. Можно было подсказать, что мне делать этот месяц, может, куда-то еще обращаться. Я ведь мужа потеряла, а не просто хожу славы или чего-то еще ищу»,
— рассказала порталу «RuNews» Юлия Скруйбене.
После публикации материала на сайте «RuNews» о том, что вдову не приняли прокуроры, Юлии позвонили и назначили личный прием не на 20 сентября, а на 26 августа. За ней даже отправили машину.
Прием состоялся в республиканской прокуратуре. Его провели совместно Дмитрий Харченков и Павел Газзаев. Заявление у Юлии приняли.
«Я очень благодарна, что меня приняли, меня выслушали. К встрече подготовились, я взяла свои скриншоты статьи, но и у прокурора все было уже распечатано. Военный прокурор сказал, что они сделают запросы в часть, к которой был прикреплен Стасис. Она, оказывается, находится в Калининграде. Мне пообещали, что в вопросе получения награды моего супруга посодействуют в рамках своих возможностей. Но это будет не просто и не быстро. Я готова ждать. В случае если все-таки медаль не смогут вручить, то майора Войнова, автора статьи, которую он написал для поднятия боевого духа, обяжут написать на том же сайте опровержение тех данных, что он представил. А также республиканский прокурор сказала мне, что я смогу подать в суд на Владимира Войнова и потребовать компенсацию морального вреда»,
— рассказала Юлия Скруйбене после приема в прокуратуре.
Мы продолжим следить за этой историей.