В поселке Надвоицы семью заставляют вернуться в квартиру аварийного дома, где едва не случилась трагедия
Текст: Елена Малишевская
Летом в квартире Татьяны Кулаковой, которая с семьей проживает в поселке Надвоицы, обвалился потолок кухни. Дело было ночью, и только это спасло четырех человек от увечий, а может быть, и от смерти — Татьяну, ее мужа, их 11-летнего и 6-летнего сыновей. Семью временно переселили из аварийного дома в маневренный фонд. Крышу подлатали, и теперь власти вынуждают Татьяну с семейством до 1 декабря вернуться в разваливающийся дом.
Ночной кошмар стал явью 16 июля. Люди проснулись от шума — в кухне что-то с грохотом падало. Старший сын успел снять все происходящее на камеру телефона.
Страшно представить, что было бы, случись этот обвал днем — когда вся семья, например, обедала за столом.
«Это было жутко. Мы могли все погибнуть. Мои мальчики очень боятся возвращаться в ту квартиру»,
— рассказывает Татьяна.
Опасаться есть чего не только детям, но и взрослым. Дом № 17 по улице Спиридонова — 1954 года постройки. Шаткий фундамент, протекающая кровля, очень ненадежные стены. В 2021 году он был вычеркнут из региональной программы капитального ремонта, признан аварийным, подлежащим расселению и сносу. Проблема в том, что расселять жильцов таких домов некуда.
«Правительством Карелии утверждена региональная программа расселения из аварийных домов на 2024-2030 годы. В поселке Надвоицы в программу попадают 50 домов, 669 граждан. На сегодняшний день этапы программы 2025-2030 годов финансированием не обеспечены»,
— сообщил в официальном ответе на наш запрос первый заместитель главы Сегежского округа Алексей Королев.
Вообще, аварийных домов в поселке больше — 56, просто в ближайшую программу расселения, которая неизвестно когда начнется, попали 50. По последним данным, в Надвоицах проживает меньше шести тысяч человек. И вот представьте, что 669 из них — больше десяти процентов — ежедневно рискуют своим здоровьем, находясь в аварийных зданиях.
Власти Сегежского округа уверяют, что отремонтировали крышу Татьяниного дома, подчеркивают, что за счет средств бюджета. А вот косметический ремонт она должна сделать сама, так как является собственником жилья. Покрасить, поклеить да и жить в своей квартире. Это совершенно безопасно, говорили они.
«В сентябре 2024 года сотрудниками администрации совместно с представителями прокуратуры Сегежского округа был организован выезд для принятия выполненных работ и осмотра квартиры гражданки К. Квартира к проживанию пригодна, но требует косметического ремонта»,
— пишет замглавы района Королев.
Гражданка К. с такими выводами не согласна. Их семья приглашала в квартиру специалистов по ремонту — оценить объем работ.
«Мастера нам сказали, что делать ремонт бесполезно: все равно все обвалится. Кровлю только подлатали в нескольких местах — прибили доски»,
— рассказывает Татьяна.
Недавно Татьяна Кулакова встретила свою соседку — бабушка упорно продолжает жить в доме на Спиридонова, по ее словам, «ждет компенсации». Так вот в квартире у бабушки потолок протекает в нескольких местах. Может обвалиться? Еще как может.
«Мы не знаем, что нам делать. Квартиру, в которой сейчас живем, нужно освободить до 1 декабря. Видимо, придется снимать жилье, нанимать адвоката и обращаться в суд»,
— предполагает Татьяна.
С тем, что это хороший вариант — обратиться в суд, согласен и заместитель главы администрации района Алексей Королев.
«Муниципальные образования в связи с высокой степенью дотационности бюджетов самостоятельно решить проблему переселения граждан из аварийного фонда не могут. В первоочередном порядке подлежат переселению граждане на основании вступившего в законную силу решения суда»,
— сообщает Королев.
Татьяна Кулакова намерена бороться за свою семью. Здоровье ее сыновей и без того неидеальное, она не хочет возвращаться в старую квартиру и подвергать детей опасности.
А в целом по Сегежскому округу проблема еще более масштабная: 161 многоквартирный дом общей площадью 63 тысячи квадратных метров признаны аварийными. Почти две с половиной тысяч человек только в одном районе Карелии живут и боятся: не рухнет ли что-то им на голову… // Фото, видео: Татьяна Кулакова.