Только ленивый сегодня не вспоминает Набиуллину «добрым» словом глядя на растущие цены на всё, от продуктов и стройматериалов, до тарифов ЖКХ и пассажирских перевозок.
Главной претензией к главе ЦБ является инициируемое ею повышение ключевой ставки до неприличных 21% годовых, причём последнее повышение было без преувеличения «шоковым» – сразу на 2 пункта, с 19%.
Более того, руководством Банка России было заявлено, что не исключена возможность дальнейшего повышения на ближайшем заседании.
Повышение ключевой ставки Центробанка до 21% – далеко не предел, прогнозируют экономисты. Скорее всего, в конце декабря ставка вырастет до 22% или 23%.
Как связана ключевая ставка ЦБ и рост цен
Логическая связь между ключевой ставкой ЦБ и ростом цен очевидна и проста донельзя, ведь практически «автоматом» на решение ЦБ реагируют все банки. По данным на 25 октября 2024 года, средняя полная стоимость кредитов у топ-20 российских банков достигла 31,7%.
Естественно, что растут и ставки по ипотеке. Сбербанк, например, с 22 октября повысил ставки по всем базовым ипотечным программам сразу на 3 процентных пункта. Минимальная ставка ипотеки на вторичное жилье составила 24,6%, на первичное жильё – 24,9%.
Слава богу, что ипотека – это проблема далеко не всех россиян, а в основном «бесквартирной» молодёжи, которой сейчас вообще непонятно как быть, и где жить, ведь брать кредит под 24,9% на 20 или 30 лет, это что-то за гранью разумного.
Но главное, и что касается каждого из нас в виде подорожания всего и вся, включая самые насущные вещи без которых не выжить, это кредиты для бизнеса, который априори не может существовать без заёмных средств, так уж устроена наша нынешняя система.
В конечном итоге, когда платежи по кредитам для бизнеса совершенно естественно становятся выше из-за высокой ключевой ставки, то чтобы не разориться, свои дополнительные издержки он начинает компенсировать за счёт потребителя – то есть за наш с вами счёт, поднимая цены на свою продукцию, себестоимость которой также становится больше.
И получается, что хочешь, не хочешь, а проблема роста цен сводится к величине ключевой ставки. Во всяком случае, так видится простому россиянину, если не считать вполне законных претензий к власти на несправедливость перераспределения доходов от использования ресурсов страны.
«Высокая процентная ставка — это хуже, чем грабеж, – говорил по теме депутат Госдумы Михаил Делягин, – Это запрет на нормальную жизнь и на нормальную хозяйственную деятельность.
При таких ставках вы можете выжить в бизнесе только в одном из трех случаев: или вы получаете прямое бюджетное финансирование, или вы «инфоцыган», или у вас есть своя маленькая нефтяная скважина».
Естественно, что Набиуллину обвинили в нынешнем росте цен многие, как экономисты, так и бизнесмены, она знает об этом, однако отказывается это признавать.
31 октября глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина выступала в Госдуме, где заявила, что тезис о том, что из-за повышения ключевой ставки растут цены, является заблуждением.
«Без повышения ключевой ставки до 16% мы бы уже сейчас имели гораздо более «взрывной» рост и корпоративного, и розничного кредита, и еще больший перегрев спроса. Инфляция была бы гораздо выше. Уверяю вас», — сказала Набиуллина. По ее словам, жесткая денежно-кредитная политика ЦБ «защищает зарплаты, пенсии, пособия и сбережения от роста цен».
Мы, разумеется, не претендуем на звание великих финансистов, но после высказывания главы Центробанка возникают некоторые вопросы.
Например, чем плох «взрывной рост и корпоративного, и розничного кредита» с доступным низким процентом, когда кредит становится благом для заёмщика, а не выматывающим тяжёлым бременем.
К примеру, в Японии, 31 октября Центробанк оставил без изменений ключевую ставку кредита, которая сохраняется на крайне низком уровне — около 0,25%, как заявлено – в интересах стимулирования экономики и предотвращения угрозы дефляции.
Такое решение принято по окончании двухдневного заседания руководства этого главного финансового регулятора страны. И ничего, живы-здоровы, и живут, простите, получше нашего на крошечных островах при почти полном отсутствии природных ресурсов, которые у нас с вами колоссальны.
И ещё один вопрос к Набиуллиной – каким же образом, как она утверждает, высокая ключевая ставка ЦБ «защищает зарплаты, пенсии, пособия и сбережения от роста цен»? Мы же видим совершенно обратное!
Делягин по этому поводу говорит однозначно: «Такое ощущение, что эти люди [как руководство ЦБ (прим. ред.)] делают всё возможное, чтобы народ воспринимал своё государство как врага».
Похоже на то, не находите?