Казалось бы, всё просто. Купе удобнее плацкарта, СВ лучше, чем купе. И мало кто любит места у туалетов. Но если хотите путешествовать с комфортом, стоит учесть ещё множество нюансов. Ведь буквально два соседних места могут разительно сказаться на вашем комфорте.
Именно эти места раскупают в первую очередь. Ведь бывает, что буквально за несколько минут после начала продаж уже нет удобных мест, а через 10 — уже никаких на удобный и быстрый поезд. Но такова жизнь. Поэтому к выбору мест лучше подходить во всеоружии, чтобы поездка не превратилась в кошмар.
Места в поездах сейчас выбирать наглядно и удобно на сайте РЖД. Там видно, какие места заняты, а какие свободны. Чтобы быстрее ориентироваться, стоит запомнить, что четные места — это верхние, а нечетные — нижние. Вне зависимости от типа вагона. В плацкартном вагоне места с 1 по 35 — это отсеки, чем-то похожие на купе. Остальное — боковушки, расположенные вдоль борта вагона.
Самые безопасные вагоны
Прежде чем выбирать конкретные места, стоит определиться с вагоном. Начальник поезда не советует брать места в первый и последний вагоны. И этому есть вполне практичное обоснование.
По статистике, в случае инцидентов на железной дороге страдают либо первый вагон, либо два последних. Именно они чаще всех сходят в рельсов в результате столкновения.
Более безопасно будет в середине состава. Многие отмечают, что в центральных вагонах намного меньше чувствуются колебания поезда.
Ещё немаловажный момент — близость вокзала. На многих станциях из центральных вагонов ближе идти к вокзалу. Особенно если поезд прибывает на первый путь.
«Я всегда выбираю 9-й вагон. Потому что там едет руководство поезда и косяков быть не может», — пишут на форумах.
До магазинов во время стоянки тоже будет проще добираться из центра состава. Ещё стоит помнить, что в центре располагается вагон-ресторан. Кто-то считает это плюсом, ведь не придется далеко идти. Ну а для других это минус: больше хождений от посторонних по вагону.
Лучшие места в плацкарте
С вагоном разобрались. Теперь переходим к выбору конкретных мест. Тут уж и без дополнительных советов ясно, что в местах рядом с туалетами мало хорошего. Шумно, могут быть запахи, постоянно люди ходят мимо. Наверное, сложно придумать что-то хуже верхней боковушки у туалета.
Запомнили, эти места не берём.
Кроме этого, стоит иметь в виду, что полки на боковых местах длиннее тех, что в отсеках. Но за небольшим исключением:
Стандартная длина боковой полки — 176 см, поперечной — 167 см. Но полки под номерами 1, 2, 35, 36 ещё и укорочены на 15 см. С шириной, кстати, тоже есть нюансы: нижняя «боковушка» уже поперечной на 5 см, а верхняя — на все 7 см.
Ещё не советуют брать места в третьем и шестом отсеках плацкарта. Во многих типах вагонов именно там расположены аварийные выходы. А значит окна не будут открываться и может быть очень душно. Во многих вагонах сейчас есть кондиционеры, поэтому это не особая проблема. Но всё-таки вагоны без кондиционеров тоже встречаются.
Зимой тоже лучше выбирать центр вагона — там на станциях будет меньше сквозняка.
Проводники отмечают, что зимой на нижних местах бывает довольно холодно, а вот на верхних теплее.
Очень многие считают первый отсек и места 1-4 самыми удобными. Во-первых, потому что рядом купе проводника, а значит, скорее всего, будет порядок. Туалет в начале вагона считается более чистым. Не придётся далеко ходить, чтобы набрать воду. Кроме этого, очень часто первые боковушки заняты комплектами белья, а значит соседей будет меньше.
Но есть и обратная сторона: многие люди тоже ходят по тому или иному поводу к проводнику. Поэтому хождений мимо вас будет довольно много.
С боковыми местами в плацкарте всё совсем плохо. Их почти никто не любит. Получается, что буквально мимо вас постоянно кто-то ходит по вагону.
Хотя есть и совсем противоположное мнение:
«Обожаю нижнюю боковушку в середине вагона!
1. Лежак (стол) шире чем полки в отсеках.
2. Лучшее место для высоких (выше 180 см) — никто ноги не задевает, когда спишь, и их можно на переборку задрать.
3. Я хозяин стола! :-)))
4. Все и всех видно.»
Лучшие места в купе
Тут логика выбора в чём-то схожа с плацкартом. За исключением того, что первое купе всё-таки считается неудобным (в отличие от плацкарта). Следовательно, мест 1–4 и 37–40 в купе лучше избегать.
А вот самыми тихими считаются купе 4 и 5, расположенные в центре вагона.
Если вам приходится выбирать верхнюю полку, то лучше брать ту, которая расположена по ходу движения поезда. Так при резком и экстренном торможении состава вы с неё не упадете, сила инерции прижмёт вас к стенке, а не скинет с полки.
Ещё начальник поезда заметил, что одинокие девушки очень часто предпочитают плацкарт, а не купе. Даже несмотря на то, что сейчас появилась возможность выбора мужского или женского купе на сайте.
А те, кто может себе это позволить, очень часто выкупают купе целиком, чтобы ехать без соседей.
Кстати, ещё надо помнить, что в двухэтажных вагонах потолок у верхних полок на втором этаже очень низкий. Буквально настолько, что невозможно там сесть.
Итого
Позволю себе сделать небольшое резюме из рассказанного. Итак. Выбираем вагоны в центре состава. Если едем в плацкарте, то стараемся взять места в первом отсеке (полки с номерами 1-4). Если не получилось — в следующих отсеках, но чем дальше от проводника, тем хуже.
Ну а в купе берём второе или третье купе — там будет относительно тихо, чемоданы недалеко тащить и проводник близко.