В ходе недавнего визита в Китай Владимир Путин отдельно отметил высокое качество автомобилей выпускаемых китайскими производителями, которым в сегодня Запад ставит палки в колеса, по сути лишая Поднебесную выхода на свои рынки:
«Китайские бренды добиваются очевидных успехов и преимуществ в честной, конкурентной борьбе».
Видимо делая акцент на этом, ВВП помнил о недавнем решении Байдена, который своим личным указом поднял таможенные пошлины для китайских электромобилей в 4 раза, увеличив их тем самым до 100% от стоимости авто.
Американский лидер принимая это решение по сути выполнил требование Илона Маска, который на протяжении всего прошлого года призывал закрыть американский авторынок от «обнаглевших» китайцев, продающих аналоги «Теслы» вдвое дешевле детища самого Маска. В общем халява для американцев любящих погонять на электрокарах закончилась
Однако потерю американского рынка китайцам с лихвой компенсирует Россия, которая после ухода ведущих западных брендов по сути осталась без средств передвижения. Китайцы воспользовались открывшимися возможностями и российские дороги буквально за несколько лет заполонила продукция китайского автопрома. Казалось бы от этого все в выигрыше — россияне получают за приемлемую цену довольно неплохие по качеству автомобили, а Китай зарабатывает.
Но как всегда это бывает в нашей стране, что простому смертному хорошо, то у чиновника вызывает сильнейшую изжогу. За день до того как Владимир Путин отправился в гости к своему другу Си, комитет Госдумы по промышленности и торговле направил главе Кабмина Мишустину «гениальное» предложение об ежегодной индексации утилизационного сбора на колёсную технику. Предлагается ежегодное повышение ставки вплоть до 2030 года. В случае реализации этого предложения, утильсбор на импортные автомобили с двигателями от 1 до 2 литров вырастет в четыре раза и в конечном итоге составит 1,17 млн рублей. Напомним, на сегодняшний день утильсбор составляет «всего» 300 600 рублей.
Что касается электрокаров, то им по сути предлагается и вовсе «перекрыть кислород». Уже в текущем году предлагается увеличить ставку до 1,1 млн рублей, а к 2030 году утильсбор составит 2,34 млн рублей. Так и подмывает спросить.
По сути предлагается ввести запрет на китайские автомобили для российского рынка. Кто автор этой «великолепной» идеи известно всем. Еще 8 апреля на заседании думского комитета президент АвтоВАЗа Максим Соколов совершенно не стесняясь открыто предложил запретить ввоз в Россию иномарок (прежде всего из Китая) по причине якобы нечестной конкуренции и чересчур низких цен. Обратите внимание, что по мнению Соколова, даже с учетом утильсбора в 300 тысяч и таможенных пошлин, которые по сути вдвое увеличивают стоимость иномарок в России, эти автомобили чересчур дешево стоят.
Вон оно как! Оказывается по мнению начальника всех «Жигулей» россияне должны быть заинтересованы в том, что бы по сути лишится возможности ездить на иномарках. Вот только после того как в СМИ появилась эта информация, те самые россияне, на мнение которых так любит ссылаться наша элита (и наплевать что оно не соответствует действительности) оценили идею президента автоконцерна выпускающего ведра с гайками исключительно с использованием ненормативной лексики. Причем пожелания пойти на три известные буквы адресованные АвтоВАЗу в целом, и его руководителю в частности, были пожалуй самыми мягкими.
По сути сегодня существует два аргумента «против», которые опровергнуть не в силах никому.
Во-первых отечественный автоконцерн, который выпускает всего три модели всего лишь одного Б класса, просто физически не сможет обеспечить российский рынок автомобилями. Даже при всех многочисленных льготах предоставляемых государством, а также списании долгов этому же самому государству, АвтоВАЗ возглавляемый Соколовым так и не сумел наладить производство автомобилей А,С,D,E и S классов. Нет ни рамных внедорожников, ни кроссоверов, ни минивэнов, ни электрокаров, ни пикапов, ни универсалов, ни спорткаров, да много чего ещё. Про разнообразие двигателей вовсе и говорить не приходится. Того же дизеля, как не было, так и нет.
Идея г-на Соколова поднять утильсбор в 4 раза (что соответственно лишит россиян возможности приобретать иномарки), вызовет серьезный автомобильный дефицит. Те 400 тысяч машин в год, которые на максимуме своих возможностей способен выпускать АвтоВАЗ, это всего лишь 10-15% от потребностей отечественного рынка. А про то как став монополистом АвтоВАЗ начнет крутить ценами, и вовсе говорить не хочется.
Второй момент — откровенная ложь о защите рабочих мест, в которых якобы так нуждаются работники АвтоВАЗа. Что за бред? Сегодня в России невиданный доселе дефицит рабочих кадров. Тот же АвтоВАЗ просит дать ему 3 тыс зэков, которые необходимы для рабского труда на конвейерах. Так о защите каких мест говорит г-н Соколов и поддерживающие его парламентарии? Вопрос безусловно риторический.
Сегодня перед премьером Мишустиным, который собственно и должен принять окончательное решение, стоит непростая дилемма: либо правительство наконец вспомнит об интересах своих граждан, для которых в случае принятия закона покупка автомобиля станет просто недоступной роскошью, либо вся Россия начнет платить за хотелки одного АвтоВАЗА, который на секундочку, за последние 47 так и не сумел создать ни одной новой модели современного внедорожника.
Очевидно, что реализация идеи Соколова, приведет к снижению качества жизни всего российского общества.
«Хотел бы я взглянуть на наших чиновников, которые развозят детей по кружкам и секциям на автобусах. Обычные родители просто не повезут сына на бокс, а дочь на балет, просто потому что не будут успевать. Стоимость такси вырастет, подорожает каршеринг и общественный транспорт. Негативных последствий крайне много. А что взамен? Благополучие АвтоВАЗа? Не чересчур ли высокая цена?»
— размышляет автомобильный эксперт и автор канала Carintrade Павел Карин.
АвтоВАЗ на протяжении долгих лет категорически отказывается делать автомобили лучше. А ведь у компании была возможность воспользоваться благоприятной конъюнктурой, чтобы завоевать поклонников. Но г-н Соколов видимо придерживается принципа: «бери что дают». Причем «дают» по «нехилым» ценам. Цены на продукцию отечественного производителя растут быстрее инфляции, а продавцы в автосалонах практически ежемесячно меняют ценники в сторону увеличения. Так например возобновивший производство Лада Ларгус ижевский завод выкатил ценник от 1.66 до 1,76 млн рублей. Чтобы вы понимали, в 2015 году это чудо отечественного автопрома стоило от 475 тыс. — 630 тыс. рублей. То есть сегодня стоимость Ларгуса в три раза выше, при этом ничего в лучшую сторону в нем не изменилось — точно такое же ведро, что и прежде.
«Ну допустим, ограничим “китайцев”. Какие возникнут альтернативы? Да никаких. Лада Искра? Надо ещё понять, какой у неё будет ценник. Веста за два миллиона? Гранта с двигателем в 90 лошадей и “механикой”? Последствия предсказуемы — стремительный рост цен на все автомобили в России. И тут же взлетят цены на вторичке, люди начнут беречь свои авто. Вырастет стоимость ремонта, запчастей…»
— дает неутешительный прогноз вице-президент Российского автомобильного союза Антон Шапарин
Но производителю и чиновникам, как всегда, наплевать. По их мнению запас прочности у россиян еще достаточно сильный, поэтому можно продолжать их доить.