Оксана Бондаренко: Летающее такси может стать привычным явлением на улицах города

17.06.2022, 19:14
Оксана Бондаренко: Летающее такси может стать привычным явлением на улицах города

Музей Транспорта Москвы при поддержке Трансмашхолдинга отреставрирует несколько исторических метровагонов: «В», «Г», Еж3″, «81-717» и «Яуза». Также коллекцию музея пополнит макет головного вагона электропоезда «Москва-2019». Его изготовят специалисты Метровагонмаша. Эти и другие экспонаты можно будет увидеть в гараже Мельникова на Новорязанской улице, 27. Сейчас здание — шедевр конструктивизма — закрыто на реставрацию, но уже в следующем году станет домом Музея Транспорта Москвы. О том, чего уже удалось добиться, и мечтах о будущем корреспондент IPQuorum расспросил директора музея Оксану Бондаренко.

В этом году одна из главных тем ваших выставочных проектов — транспортная футурология. Почему в музее ретротехники начали говорить о будущем?

Оксана Бондаренко: Музей Транспорта Москвы — это не совсем музей ретротехники. Мы действительно храним крупную коллекцию редких транспортных средств с уникальной историей. Именно она станет основой постоянной экспозиции в главном здании музея — гараже Мельникова на Новорязанской улице. Но наша деятельность не может опираться только на историю, поэтому в своем манифесте мы озвучили задачу так: увидеть транспорт во всем многообразии возможностей, которые он создает для человека и общества, что означает исследование настоящего и прогнозирование будущего.

История, как известно, циклична. Сегодня вам кажется, что вы говорите о временах прошедших дней, а завтра они становятся вашим грядущим. И случай с нашей первой выставкой «Мечта Москвича» только подтверждает это утверждение. Совершенно новыми красками и смыслами заиграла экспозиция после новости о перезапуске автомобильной марки «Москвич».

Если говорить на тему транспортной футурологии, футуристические проекты музея в 2022 году открыла инсталляция «Мечты о небе» в зале ожидания Северного речного вокзала. На ней представлен прототип первого российского летающего такси — транспорта, который еще совсем недавно был за границами реальности, сегодня уже сконструирован инженером, а завтра может стать привычным явлением на улицах города.

Сейчас вы вместе с конструктором аэротакси «мечтаете» о небе. А о чем грезили инженеры в относительно недалеком прошлом? Если посмотреть на ретроспективу, какие смелые идеи удалось осуществить?

Оксана Бондаренко: Один из наиболее очевидных и уже близких примеров — электробус. Первый опытный образец этого вида транспорта был представлен еще в 1900 году на Всемирной выставке в Париже, но долгое время не масштабировался. Казалось, что сконструировать его надежным и эффективным невозможно.

Век спустя электробусы смогли совершить революцию в движении, став самым передовым и экологичным наземным транспортом. Случилось это благодаря новым технологиям, которые позволили создать конструкции с автономным ходом, подзарядом на конечных станциях, а также возможностью гибридного передвижения.

Какие тенденции в развитии транспорта сейчас? Каким может быть транспорт будущего?

Оксана Бондаренко: Транспорт будущего, в первую очередь, будет преимущественно общественным, в промышленных масштабах — беспилотным и, конечно, экологичным. Это то, куда мы идем уже сегодня. В своих проектах мы транслируем концепцию мирного сосуществования транспорта и окружающей среды.

Одним из проектов музея на тему экологии в этом году стал «Экобукварь» в рамках проекта «Станция «Музейная»». Это плакаты с экологическими терминами и яркими иллюстрациями к ним в Московском метрополитене. Таким образом мы рассказали пассажирам, как перемещаться по городу с наименьшим влиянием на окружающую среду и какие виды транспорта ждут нас в будущем.

Одна из выставочных площадок вашего музея работает на ВДНХ. Это место, где сосредоточено большое количество интересных музеев. Кто ваш основной посетитель?

Оксана Бондаренко: Отреставрированный павильон «Транспорт СССР» N26 стал пространством Музея Транспорта Москвы неслучайно. Павильону вернули исторический облик и транспортный функционал, который он приобрел в 1967 году. Раньше именно здесь проходили выставки достижений транспортной индустрии страны. Музей продолжает традицию этого пространства — объединяет людей, которые интересуются транспортом. Наша аудитория довольно широка: сюда приходят как жители города, так и туристы, дети и взрослые, люди самых разных профессий. Наверное, в этом и заключается особенная ценность нашего музея: у каждого человека есть история, связанная со столичным транспортом.

Сейчас в павильоне «Транспорт СССР» проходит выставка, посвященная легендарному «Москвичу». Оправдала ли она ваши ожидания?

Оксана Бондаренко: «Мечта Москвича» стала первой полномасштабной выставкой музея и, безусловно, ярким событием культурной жизни города. Учитывая ограничения по входу, связанные с COVID-19, интерес аудитории к выставке оказался даже выше наших ожиданий. 18 мая мы отметили год со дня открытия выставки и торжественно наградили 100-тысячного посетителя.

В павильоне на ВДНХ также работает лекторий. На кого он рассчитан?

Оксана Бондаренко: Лекторий Музея Транспорта Москвы — это пространство, где мы ведем диалог с нашей аудиторией о транспортной истории и будущем. Жители района, творческие и профессиональные сообщества встречаются в нашем пространстве для исследования транспорта как части социокультурного кода города и урбанистики. Здесь проходят лекции, паблик-токи, детские мастер-классы и кинопоказы. Программа лектория обновляется каждый месяц.

На Северном речном вокзале работает поп-ап-пространство. Насколько идеально оно вписалось в здание-корабль?

Оксана Бондаренко: Северный речной вокзал — прежде всего уникальный архитектурный памятник нашего города. С непростой, но очень важной историей. Мы открываем вокзал для горожан по-новому: проводим экскурсии, отмечая уникальность фонтанов, колонн, медальонов, расписанных Натальей Данько. Здание буквально состоит из ценных художественных элементов и может конкурировать с любым столичным выставочным пространством. Именно поэтому Музей Транспорта Москвы интегрирует в исторический зал ожидания формат инсталляций, который позволяет нам не конкурировать с величественным убранством вокзала и подать наши идеи достаточно просто для тех, кто пришел сюда отдохнуть и прогуляться по парку.

Проект «Станция «Музейная» в метро — в чем его основная идея? Нет опасения, что большинство людей, которые постоянно куда-то спешат, просто не заметят ваших посылов?

Оксана Бондаренко: В рамках проекта «Станция «Музейная» на станциях метро, в вестибюлях и переходах мы регулярно презентуем плакаты, созданные художниками, иллюстраторами и дизайнерами. Основная идея проекта — коммуникация с пассажирами Московского метрополитена на актуальные темы в области транспорта. Взаимодействие людей с транспортом — это как раз то, что изучает Музей Транспорта Москвы.

Вы правильно заметили про спешку. Именно поэтому мы выбрали формат плакатов. Плакат — универсальный визуальный язык, который позволяет быстро и нестандартно донести информацию до адресата. Советские плакаты эпохи авангарда — одни из самых популярных в мире, они до сих пор являются предметом изучения художников и искусствоведов. Проект «Станция «Музейная», применяя этот жанр, продолжает традицию визуальной культуры и подчеркивает, что транспорт — новое медиа и драйвер изменений в городе.

У вас богатая коллекция экспонатов. Как она формируется сейчас? Какие новые, самые ценные экземпляры техники появились за последний год?

Оксана Бондаренко: На сегодняшний момент в фондах музея находится более 250 экземпляров транспорта и артефактов, связанных с его историей. Многие из них стали частью коллекции благодаря научно-исследовательскому отделу музея.

Также экспонаты приходят к нам в рамках масштабной кампании «Делаем музей вместе». Музей принимает предметы конца XIX — конца XX века выпуска, связанные с историей московского транспорта: трамваев, автобусов, метро, такси и просто автомобилей. Это могут быть объекты городской среды, предметы для навигации и информирования, элементы транспортных средств, старые фотографии, открытки, униформа сотрудников дорожных служб и многое другое.

Причем артефакты могут предлагать как горожане и туристы, так и компании. Например, в конце прошлого года «Вологодские лесопромышленники» передали нам в коллекцию метровагон типа Б, который выпускался с 1937 по январь 1939 года Мытищинским машиностроительным заводом. Вагон нашли на территории предприятия, и теперь его ждет новая жизнь уже в статусе музейного экспоната.

Реставрация экспонатов — отдельная большая работа. Некоторые раритеты, прежде чем попасть к вам, долгие годы ржавели под открытым небом. Как вам удается вернуть их к жизни?

Оксана Бондаренко: Реставрация автомобилей — длительный и кропотливый процесс, так как важно сохранить исторический вид экспоната. Научно-исследовательский отдел изучает техническую литературу, журналы эксплуатации, чертежи и фотографии. Иногда восстановление транспорта происходит буквально по деталям в соответствии с архивными данными. Процесс поиска материалов проводится по всему миру, но, конечно, до наших дней сохранилось не все. В СССР все заводы обязаны были передавать техническую документацию в Самарский государственный архив, однако в военное время многие материалы были уничтожены.

Где поклонники музея могут приобрести сувенирную продукцию? Кто помогает выпускать вам мерч? Ждать ли новинок летом?

Оксана Бондаренко: Наш мерч, разумеется, вдохновлен транспортом. Нам очень хотелось расширить транспортную тематику и наши проекты до вещей, которые каждый может использовать лично. Коллекции также отсылают к проектам музея и созданы в коллаборациях с художниками и дизайнерами. Все товары можно найти на нашем сайте и в уютных сувенирных магазинах на Северном речном вокзале и в павильоне «Транспорт СССР» на ВДНХ. Летняя коллекция будет обязательно, мы скоро расскажем о ней в наших социальных сетях.

***

Эта статья и многие другие материалы опубликованы на сайте ©IPQuorum — первого в России издания о креативных индустриях и интеллектуальной собственности. IPQuorum — это новый формат работы международного бренда, который организует все самые яркие события мира интеллектуальной собственности и креативных индустрий в России, включая рынок LegalTech и сферы

Источник: Российская Газета
Интересная новость?
Да 0
Нет 0
Лента новостей