Всевидящее око — так военные назвали самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50. Машину называют глазами Военно-космических сил России не случайно. Борт используют для наведения истребителей на цели. А-50 обнаруживает воздушные, надводные и наземные цели. Дальность обнаружения разная — информация засекречена.
Впервые заметив новый А-50 на авиабазе в Хмеймиме, американские журналисты назвали его самым смертоносным самолетом в российском арсенале. По мнению экспертов, один такой борт может запросто изменить весь расклад сил в зоне военного конфликта.
Об истинных возможностях Всевидящего ока можно только догадываться: они засекречены. Военные обнародовали лишь общие тактико-технические характеристики нового А-50. Но и они впечатляют: радары этого самолета могут одновременно сопровождать около трехсот вражеских целей и наводить на них десятки истребителей. Как утверждают специалисты, даже хваленые американские самолеты с технологиями «стелс» засекаются Всевидящим оком.
По совам военных экспертов, самолет дальнего радиолокационного обнаружения заметно опережает зарубежных конкурентов. Его не могут обмануть даже неподвижные цели. Системы самолета могут не только находить и сопровождать цели, но и точно идентифицировать их. Таким образом, оператор радара получает полную информацию об объекте противника: что за машина, её характеристики, вооружение, скорость и направление полета. При этом система не только обнаруживает чужие истребители, но и маскирует свои, создавая вокруг себя помехи, невидимые для радаров противника.
Еще одно преимущество нового А-50 перед натовскими аналогами — надежность. Как уверяют специалисты, электронику Всевидящего ока практически невозможно вывести из строя. На таких комплексах идет дублирование систем либо по применению полупроводников, либо по использованию ламповых технологий. После ядерного взрыва полупроводники откажут, а лампы продолжают работать.
При этом у воздушного командного центра нет своего вооружения. Если его собьют, новейшие разработки достанутся неприятелю, поэтому А-50 никогда не вылетает на задание в одиночку.