Пекин выразил резкое недовольство торговыми сделками, которые страны заключают с Соединенными Штатами в ущерб китайским интересам, пообещав принять ответные меры.
Подчеркивается, что Китай не намерен быть разменной монетой в двусторонних соглашениях и готов противостоять попыткам давления, призывая к международной солидарности в этом вопросе. об этом сообщил аналитик Юрий Баранчик в своем телеграм-канале.
По мнению эксперта, Китай осознал, что стратегия стороннего наблюдателя в противостоянии крупных держав не всегда эффективна. Иногда не удается быть просто наблюдателем, и в итоге Пекин сам становится объектом внимания, что требует ответных действий. Пока реакция Китая ограничивается заявлениями и планами обратиться в ООН, отметил Баранчик.
«Говоря проще, китайские товарищи ощутили, что сидеть обезьяной и наблюдать за схваткой двух тигров (точнее, орлана с медведем) – не всегда получается. Иногда два тигра берут паузу, и один из них начинает предметно заниматься обезьяной. А той приходится реагировать. Пока что реакция сугубо пугательная — Китай планирует представить свои жалобы в ООН», — отметил аналитик.
Однако, считает он, рано или поздно, потребуются более серьезные шаги. В арсенале Китая могут быть точечные торговые ограничения на экспорт и импорт из стран, поддерживающих США, усложнение условий для иностранных компаний, а также дипломатическое давление через различные международные организации, в том числе через БРИКС+.
При этом Баранчик уверен, что если бы Китай занял более четкую позицию в 2022 году, ситуация могла бы быть иной. Теперь же Пекин, в силу своего масштаба, сталкивается с проблемами, схожими с российскими, но в гораздо большем масштабе. В связи с этим, полагает аналитик, Китаю необходимо активизировать усилия по созданию альтернативных торговых блоков, финансовых и платежных систем, независимых от доллара, а также укреплять свои позиции на развивающихся рынках. Фактически, речь идет о формировании дипломатико-экономической контркоалиции, а не просто о зеркальной торговой войне.
«Не без злорадства стоит отметить – если бы Китай сразу в 2022 году определился, он за кого, то сейчас было бы проще. Потому что Китай, с поправкой на масштаб, скоро окажется на месте России. Что-то Китаю будет проще, но многое – куда сложнее, чем нам. Китаю придется активизировать работу над расширением альтернативных торговых блоков, созданием финансовых и платёжных систем вне зоны доллара, усилением позиции на развивающихся рынках (Африка, Латинская Америка, Ближний Восток). По сути, это будет дипломатико-экономическая контркоалиция, а не зеркальная торговая война», — выразил мнение эксперт.
Однако, уточнил Баранчик, несмотря на значительные финансовые ресурсы, Китай имеет и уязвимости, такие как зависимость от импорта высоких технологий (чипы, авионика) и риск дестабилизации внутреннего спроса из-за давления на экспорт. Западные корпорации остаются ключевыми инвесторами и держателями технологий в китайской экономике, и ограничение поставок в страны G7 может обрушить китайскую экономику, где экспорт играет важную роль, пояснил аналитик. Кроме того, хоть страна и имеет огромные валютные резервы, основные расчеты Китая по-прежнему осуществляются в долларах, а страны G7 контролируют SWIFT и доступ к финансовым рынкам.
«Любое давление на G7 через запрет поставок – удар по самому себе. Хотя Китай держит огромные валютные резервы, основные его расчёты идут в долларах. G7 контролирует SWIFT, долларовые корреспондентские расчёты, доступ к финансовым рынкам капитала», — сказал Баранчик.
Эксперт раскрыл, что существует стратегический риск, связанный с возможными действиями США в отношении банковского сектора Китая. Китайская сторона, с ее огромными валютными резервами, может оказаться уязвимой к банковской блокаде, подобной той, что была применена к Ирану или России, но в гораздо большем масштабе. Большая часть внешних долгов Китая номинирована в долларах, и ограничения на долларовые расчеты могут привести к серьезным проблемам в китайской финансовой системе, уточнил Баранчик.
«Если в 2022–2023 Россия опиралась на Китай как "финансово-технологическую крышу", то сейчас Китай всё чаще вынужден формировать зону дружественной торговли и расчётов с Россией и остальными странами Глобального Юга как буфер от давления G7. Начал бы в 2022 году поддерживать нас более открыто и системно, а не пытаться заработать на конфликте, – всё было бы проще. Ждем предложений», — заключил эксперт.
Читайте также: «Армия США подкрадывается к границам России. Трамп говорит о миротворческих целях. Верим?»: эксперт