Наверное, многие согласятся с мыслью о том, что для того, чтобы в стране были мощные промышленность и наука, качественное здравоохранение и так далее, необходима масштабная кузница кадров, которая будет готовить огромное количество специалистов высочайшего качества.
Соответственно, в таком случае речь должна идти о массовом и бесплатном высшем образовании, которое будет доступно каждому вне зависимости от его финансового положения. Единственный барьер – это вступительные экзамены, которые отсеивают людей, которые пока недотягивают до уровня той или иной образовательной программы.
Собственно, сами же кремлевские начальники говорят о том, что в России наблюдается страшный дефицит высококвалифицированных кадров. Некоторое время назад глава Совета Безопасности Николай Патрушев сообщил, что только нехватка одних инженерно-технических кадров составляет 14 тысяч человек. А какой дефицит работников в науке, образовании, здравоохранении и других важнейших сферах?
Однако, стоит сказать, что такие результаты абсолютно закономерны, так как высшее образование из общественного блага, права каждого человека, как это было в СССР, стремительно превращается в коммерческую услугу, когда на первое место выходят не талант и способности, а уровень финансовой обеспеченности.
Из свежего отчета Министерства образования следует, что в 2023 учебном году доля студентов, которые обучаются на коммерческой основе стала составлять 56,1%. Любопытно, что в 2020 году их доля составляла 50,7%, то есть за год их доля выросла почти на 5,5%. Другими словами, университеты из храмов науки стремительно превращаются в бизнес учреждения, оказывающие образовательные услуги.
Учитывая эту тенденцию, будет совсем неудивительно, что после очистки страны от крайне сомнительных частных университетов в 2000-е и 2010-е этот рынок поделят между собой более уважаемые заведения, а процент студентов, которые обучаются на платной основе уже через несколько лет будет подбираться к 70%-80%.
Оно и понятно, в среднем по России с одного «платника» университет получает 150-200 тысяч в год. Несложно подсчитать, что за 4 года обучения эта сумма дойдет до 800 тысяч рублей, а с учетом роста цен, можно говорить и про миллион рублей. Разумеется, что в МГУ, МГИМО, СПБГУ и других престижных университетах эта сумма будет значительно больше. Например, еще несколько лет назад обучение на историка в МГУ или ВШЭ стоило почти 400 тысяч рублей в год. Сейчас же, конечно, цены стали значительно выше.
В этом контексте особенно забавно, когда различные эксперты, аналитики, блогеры и прочие говорящие головы начинают рассказывать о том, что Путин и его команда строят новый Советский Союз. При этом абсолютно неважно говорится об этом в положительном или отрицательном ключе, так как это просто не соответствует действительности.
У СССР и современной капиталистической России были совершенно разные приоритеты. Для Советского Союза, например, образование не было бизнесом и именно поэтому мы смогли с такой скоростью пробежать путь от полуфеодальной Российской Империи к космической гонке с США. Собственно, сами американцы в лице президента Кеннеди признавали высокое качество нашего образования, хотя сегодня «эффективные менеджеры» рассказывают нам, что в СССР всё было очень плохо.
При этом было бы значительно меньше вопросов, если бы в современной России за годы капитализма появились бы университеты уровня Оксфорда, Кембриджа, Йеля, Принстона и так далее. То есть мест, где куется политическая и научная элита Запада и многих других стран. Однако, к сожалению, российских вузов нет даже в первой десятке международных рейтингов университетов, а по качеству образования, которое оценивает ЮНЕСКО, мы упали с третьего места в какую-то бездну.
Неудивительно, что при таком отношении к образованию страдает и наука. Даже в позднем СССР на науку тратили значительно больше, чем сегодня. В 2023 году, например, на эти цели потратили 0.74% процента от ВВП, а в 2024 планируют потратить 0,66%. Абсолютно закономерно, что при таком подходе количество НИИ и КБ с 1990 года сократилось в 2,5 раза, а количество ученых – в три раза.
Изучая эти тенденции, становится абсолютно очевидным, что отечественному компрадорскому периферийному капитализму просто не нужно такое количество высокообразованных людей, как это было в СССР. Чтобы поставлять ресурсы за рубеж и получать за них валюту не нужна армия из ученых, инженеров и прочих специалистов.
Нужно признать тот факт, что Россия стремительно возвращается к тому, что было в царское время – высшее образование всё больше становится привилегией, которая доступна лишь имущим слоям общества. «Пережитки» эпохи социализма, когда высшее образование было всеобщим и сын крестьянина Сергей Ильюшин мог стать одним из главных авиаконструкторов в мире, а сын крестьянина Тимофея Калашникова Михаил – выдающимся инженером и конструктором стрелкового оружия.
И таких примеров, когда дети вчерашних крестьян, городской бедноты и других низших слоев общества за счет социалистической системы становились инженерами, врачами, учеными, музыкантами и так далее очень много. Сейчас же, как уже было сказано, мы возвращаемся «к корням», когда вопрос обучения является скорее финансовым, чем вопросом таланта и способней.
Однако, в таком случае возникает весьма справедливый вопрос: «Как в такой системе управленцы хотят создать целую армию высококачественных специалистов для технологического рывка, которой нам так давно обещают?». К сожалению, скорее всего, это риторический вопрос.