«Они изымают наши дома, чтобы мы жили в худших условиях»

Проект комплексного развития территории натолкнулся на сопротивление граждан  

Текст и фото: Антонина Кябелева

Многие петрозаводчане, живущие в аварийных деревянных домах, с тревогой наблюдают за реализацией проекта комплексного развития территории (КРТ). Ведь они могут стать следующими.

Проект стартовал в начале 2023 года. В него попал участок, ограниченный улицами Шотмана, Сорокской и Северной, на котором расположено десять многоквартирных домов. Все они признаны аварийными.

Между ООО «Специализированный застройщик «Стройинвест КСМ» и петрозаводской администрацией был заключен договор, в рамках которого за право застроить территорию в центральной части Петрозаводска многоэтажками компания обязана расселить жильцов десяти двухэтажных домов.     

В петрозаводской администрации настаивают, что собственники жилых помещений могут рассчитывать только на денежную компенсацию. Тогда как граждане, проживающие в муниципальных квартирах, взамен получат благоустроенные квартиры аналогичной площади. Если первых больше всего волнует итоговая сумма, которую они получат взамен существующей «крыши над головой», то вторые боятся оказаться в благоустроенном жилье, но на городской окраине или в отдаленном микрорайоне.

Недавно в петрозаводской администрации сообщили, что средняя стоимость квадратного метра составит 105 тысяч рублей. Исходя из этого и будет рассчитана компенсация для собственников квартир.

Некоторые семьи такой вариант развития событий устроил, и они согласились на денежную компенсацию. Как нам стало известно, в индивидуальном порядке был найден компромисс с многодетной семьей. Но далеко не все собственники квартир считают справедливым предполагаемый размер денежной компенсации. Для некоторых граждан проект КРТ может обернуться личной трагедией.

Отдельная тема — пожилые люди, которым в силу возраста и уровня финансовой грамотности будет крайне сложно самостоятельно приобрести новую квартиру и не стать жертвой аферистов.

 

Людмиле Ильиничне в этом году исполнится 77 лет. Она живет одна в однокомнатной квартире площадью 36 квадратных метров. Теоретически она может рассчитывать на денежную компенсацию в сумме 3,8 миллиона рублей. Она призналась, что родственников, которые могли бы помочь ей с приобретением жилья, у нее нет. На вопрос, как она оценивает свои перспективы, женщина, не задумываясь, сказала:

«Худые. В телефоне я не разбираюсь. Где я найду эти квартиры? Где они светятся? Их надо искать по телефону, как я поняла».

Женщина очень боится мошенников, но абсолютно не понимает, как и куда ей придется переезжать. Людмила Ильинична считает, что квартиру аналогичной площади в районе улицы Ленинградская ей купить вряд ли удастся.

Николай, ветеран боевых действий, рассказал, что его жилье оценили в 3,050 миллиона рублей:

«Я прикинул, что для покупки однокомнатной квартиры мне не хватает 600-700 тысяч рублей. Я пенсионер, никакой защищенности у меня нет. Закон меня не защищает вообще. Сколько я ни обращался, мне везде отказывали».

Николай живет в коммунальной квартире. У его соседки-пенсионерки ситуация и вовсе критическая. Она может рассчитывать на компенсацию в чуть более 2 миллионов рублей. Сейчас у Николая и его соседки есть хотя бы коммунальная квартира в центре города: они живут в благоустроенном доме с центральным отоплением, горячей и холодной водой. Николай пока плохо понимает, на какое жилье он может рассчитывать.  

Николай и Елена

 

Елена проживает в двухкомнатной квартире, которая принадлежит поровну двум собственникам — ей и бывшему супругу:

«Получается, что у нас по комнате. Мне полагается 2,5 миллиона рублей. На эти деньги я смогу только комнату в общежитии приобрести».

Она считает, что администрация заключила такой договор с застройщиком, который не учитывает интересы проживающих здесь граждан:

«Нас администрация города в эти тиски заперла. Не подумали ни о социально незащищенных гражданах, ни о детях, ни о ветеранах».  

Ирина — представитель дома, расположенного по адресу Северная, 6. С этим домом связана странная история, демонстрирующая хроническое непостоянство чиновников.

 

В 2016 году граждане пытались признать дом аварийным, но их уговорили провести капитальный ремонт. Качеством капитального ремонта люди оказались крайне недовольны, но смирились и стали ремонтировать свои квартиры, рассчитывая прожить здесь еще очень долго.

Одна из квартир в доме по улице Северная, 6

 

В марте 2023 года жильцы дома на собрании в городской администрации с удивлением узнали, что, оказывается, их дом еще в 2021 году признан аварийным, а в качестве заказчика проведения оценки выступила компания «Стройинвест КСМ». Ирина призналась: «Я просыпаюсь с этим КРТ, и засыпаю с КРТ». По ее словам, из-за нервотрепки, связанной с тем, что никто не понимает, какое будущее их ждет, у нее начали развиваться болезни. Информацию, связанную с тем, как по закону должно проходить комплексное развитие территории, граждане выуживают сами из разных источников.

По словам Ирины, в администрации на просьбу объяснить, как будет проходить расселение, им отвечали, что сами толком не знают. Позднее в письменном ответе из мэрии граждан отправили по известному адресу: мол, если считаете, что ваши права нарушены, идите в суд. 

«В общем, за разъяснениями меня отправили в суд. Зачем вступать в программу, если никто не понимает, как она будет работать? Ведь сейчас ломают человеческие жизни. У меня отбирают здоровье, у меня это единственное жилье, которое я приобретала в ипотеку. Нас не информировали о программе КРТ, о наших правах. Первая встреча в мэрии напоминала какую-то издевку. Нам говорили, мол, а что вы хотите за свои дома. Но я не собиралась продавать свою квартиру, я в ней прожила 20 лет. У нас тихий двор, мы с соседями знаем друг друга, у нас теплая трехкомнатная квартира, у дочери до школы — пять минут, поступит в университет — тоже все рядом. Мы живем в центре города и ничего не хотим менять»,

— сказала Ирина.

 

По ее прикидкам, на положенную компенсацию она сможет приобрести схожую по площади квартиру, но в старом панельном доме или в кирпичном доме на Ключевой. Граждане наперебой рассказывали, что в петрозаводской администрации им предлагают уехать из Карелии и купить квартиры в другом более дешевом регионе, например, в Пскове.

«Они изымают наши дома, чтобы мы жили в худших условиях»,

— не выдержала Елена.

Квартира в доме по улице Северная, 6

 

Граждане рассказали, что квартиры, которые планируют построить на месте их домов, планируют продавать за 120-150 тысяч рублей за квадратный метр. Люди уверены, что программа КРТ выгодна прежде всего застройщику, а о интересах граждан думают в самую последнюю очередь.

Еще один участник встречи Вячеслав сказал, что, судя по рынку жилья в Петрозаводске, нормальная квартира с ремонтом обойдется примерно в 120 тысяч рублей за квадратный метр.

«Наши квартиры оценили так, что можно купить только самое дешевое жилье. Вот так нас оценила наша власть. И это пилотный проект», — заметила Ирина.

«Ведь не мы пришли в администрацию с просьбами, они же к нам пришли. Пришли к нам и нас же выселяют», — перебивая друг друга говорили граждане.

У Лиды трехкомнатная квартира, где она успела сделать ремонт. Квартира находится в муниципальной собственности. Женщина тоже не понимает, что ее ждет и какую квартиру ей предложат: «Я пыталась узнать в мэрии хоть что-то. Там говорят, что со мной должен связаться застройщик».

Сейчас граждане, которых не устраивает сумма компенсации, активно ищут юристов, чтобы защищать свои права в суде. А что остается делать, когда защиты больше нигде не найти? Тем более, что до сих пор спорным является утверждение городской власти о том, что при комплексном развитии территории собственники жилья имеют право исключительно на денежную компенсацию.

Загрузка ...