Сначала традиционный анекдот в тему:
Спорят американец, немец и русский у кого дороги лучше.
Американец важно:
— Я ставлю рюмку виски на капот, еду со скоростью 80 км/ч и ни капли не проливается.
Немец:
— Ха, я ставлю кружку пива на капот, еду 120 км/ч и даже пена не сдувается.
Русский:
— Не знаю, как вы, а я кирпич на газ, а сам на заднем сиденье с женой целуюсь.
— КААААК????? Разве машина не вылетает с дороги?
— Да куда она из колеи денется!
Скажу честно, каждый автомобилист, кто хоть раз побывал в моём родном Магнитогорске, уезжает из этого города с чувством неполноценности и глубочайшей зелёной-презелёной зависти. Настолько у нас классные дороги!
Вроде бы жить да радоваться, но эта привычка иметь хороший асфальт и не глядеть в оба глаза на дорогу, играет с жителями Магнитогорска злую шутку, когда они выезжают в другие города.
Особенно… да хотя бы в Волгоград. Два года назад ради посещения памятника Родина Мать пришлось заехать в этот славный город и даже немного покружиться по дворам…
Лучше бы я это не делал!
Такое ощущение, что асфальт или сгрызли какие-то бобры-любители асфальта, или его не ремонтировали с 1945 года. А ведь это город-миллионник. Если там такие дороги, то что говорить о мелких городках и деревеньках.
Всё это даёт право многим адептам «святой Америки» тыкать пальцем и говорить с придыханием:
— А вооооот таааам асфальт лежит по 50 лет и ничего, а в России через 3 года всё в дырах.
Неужели правда?
Правда! Даже больше скажу: там есть асфальт, которому стукнуло 90 лет и ему действительно НИ-ЧЕ-ГО! Почему?
А вот почему!
Система автомобильных дорог в США возникла в 1930-х годах, в годы Великой Депрессии. Очень богатая страна в одночасье оказалась у разбитого корыта. Люди, ранее имевшие работу, машину, дом, вложения в акции потеряли всё. С бизнесом ситуация была не лучше: люди переставали покупать хоть что-то несъедобное, фирмы банкротились в одночасье.
Положение спас «Новый курс» Франклина Рузвельта, состоявший из 200 пунктов. Однако одним из первых пунктов значилось строительство автомобильных дорог.
Рузвельт тупо расчертил территорию страны на квадраты и все сделанные им чёрточки стали сетью скоростных шоссе. Строительство дорог подстегнуло деятельность автомобильных фирм, цементных заводов, асфальтовых и щебеночных предприятий, металлургов.
Но больше всего строительство дорог заняло людей: им платили сущие копейки, но их хотя бы хватало на еду и аренду жилья. Уже только это одно было счастьем!
Все скоростные шоссе строились по одной единой схеме: снимался грунт, вместо него насыпалось от 60 до 180 см. скалы, щебня, песка, далее заливался слой железобетона, на который укладывали асфальт (а могли и не укладывать).
Большая часть работ проходила с минимальной автоматизацией, то есть бралась толпа голодных людей, тачки, лопаты и вперёд с песнями от столба и до позднего вечера.
Каждый этап работы принимал не муниципальный чиновник, не бизнесмен или ещё кто-то, а специалист и федеральный прокурор. Это была адская парочка, которая могла запороть дорогу из-за расхождения в 1 миллиметр. За любую попутку обмануть нахлобучивали так, что мало не казалось.
Как только проверяющие показывались на объекте, нечистые на руку предприниматели, поставщики и организаторы работ седели и получали инфаркт микарда ВОООООТ с таким рубцом.
За 12 лет действия федеральной программы вся территория США, где надо, и где не надо покрылась сетью дорог.
И ей скоро стукнет 100 лет.
Осталось подождать каких-то 6-7 годиков.
Так вот, адепты того, что в стране, которая любит делиться с другими своей демократией, часто насильно, самые лучшие дороги часто показывают следующие картинки:
Стыдливо умалчивая, что это фотографии шоссе после:
- реновации покрытия (асфальт в США банально красят);
- это пустынные трассы, по которым за год проезжает полтора велосипедиста.
Там же, где есть хотя бы минимальное движение, трасса будет выглядеть примерно вот так:
Если же движение очень активное и природные условия не радуют, то есть могут быть снегопады, заморозки, слякоть, то дороги могут выглядеть вот так:
И это не Волгоград, не Москва и уж тем более не Магнитогорск, а Нью-Йорк! Самый богатый город США. В мелких городках, стоящих за 100-200 километров от Нью-Йоркского замкадья, и не имеющих больших муниципальных бюджетов, асфальт может быть и таким:
В сухом остатке получается, что там, где движение активное и асфальт новый, он быстро деградирует и разрушается. Через несколько лет его приходится снимать и снова перекладывать. Если же шоссе находится где-нибудь в… ну вы понимаете где, и положено по старой технологии, на ж/б основание, то ему ничего и не будет.
Ничего не напоминает?
Да всё, как у нас!
И проблема с некачественным асфальтом в США тоже имеется. Там тоже могут класть покрытие в снег и дождь, тоже могут экономить, подворовывать, а вместо наших таджиков и узбеков там работают мексиканцы, перуанцы, гватемальцы и… русские.
Коммунальные проблемы везде одинаковы. Не зря ещё Обама, тот самый, который Барак, сказал, что самая большая проблема Америки — резко постаревшая инфраструктура, на которую не хватает денег из-за военных расходов.
А что же в России? Да всё то же самое, где асфальт кладут на совесть, он слазит через 10-15 лет, где на совесть кладут болт — может и на следующий год оказаться водорастворимым.
Хотите историю?
12 лет назад поехали мы с женой в Екатеринбург за покупками. За рулём всего лишь 3 месяца, страшно было до жути, всего боялись, в Екате от интенсивности движения, чуть не поседели. И обратно решили сократить дорогу через малонаселённый район (кто знает — село Уйское), чтобы поменьше машин.
Едем, едем и бац пробка из одной машины! А перед ней армяне ремонтируют дорогу. С одной стороны отбойник, с другой болото, объехать не вариант. И тут пожилой армянин подходит к нам и говорит, «Вы извините, мы сейчас кучу асфальта разровняем и вы по обочине проедете». Стоит рядом курит.
Я шёпотом говорю жене:
— Конец дороге, смотри, как тонко кладут асфальт, на следующий год всё слезет.
Тот краем уха, видимо, услышал, подходит и вместо того, чтобы законфликтовать, рассказал, что у них семейная фирма, все, кто работает — родственники. Они занимаются только дорогами и за всю жизнь ни разу взяток не брали. Сейчас они подложку кладут, потом основной слой положат и дорога минимум 10 лет простоит. Но этот участок в 11 километров будет их последней работой: местные чиновники замучили требованиями откатов.
Поговорили, пожали руки, пожелали друг другу удачи и мы поехали… с твёрдой уверенностью, что нам навешали спагетти на уши. Через 3 года пришлось снова поехать в Екат и, проезжая мимо того участка, мы вспомнили разговор со стариком армянином. Дорога стоит как новая.
И сегодня она тоже как новая! А ведь прошло 12 лет.
Получается, не соврал мужик!
Значит что?
Не от климата асфальт зависит, а от людей.