Представители поколения 50+, выросшие в СССР, скажут, что это утверждение не совсем корректно. Не сказать, что клещей не боялись – об угрозе знали, ее учитывали при визитах в леса.
Но такой проблемы, как сегодня, безусловно, не было.
В СССР на предмет наличия клещей осматривали друг друга и особенно – детей лишь грибники, охотники и туристы после визитов совсем уж в глухие леса Сибири и Урала. В большинстве случаев клещей снимали самостоятельно и в больницы не обращались, так как вспышки энцефалита были немногочисленными, а про боррелиоз, болезнь Лайма обыватели в СССР и не слышали.
Сегодня же число заболевших растет с каждым годом, клещей можно встретить даже в черте города, а количество погибающих от них собак и других домашних животных вообще не поддается учету.
Почему в СССР не было такой проблемы с клещами и страха перед ними? А сегодня от нее страдают тысячи людей по всей России?
Исследователи называют три причины, объясняющие ситуацию.
А дустом не пробовали?
Клещевой энцефалит как заболевание был впервые описан в СССР в 1930-х годах знаменитым вирусологом Львом Зильбергом.
Тогда же стали целенаправленно фиксировать очаги распространения зараженных клещей и искать способы борьбы с ними.
Одним из самых действенных оказалось вещество ДДТ – в просторечии Дуст.
Этот яд ликвидирует колонию клещей на обработанной территории на 3-5 лет.
В СССР дело было организовано масштабно. В тех районах, где фиксировались вспышки энцефалита, не мудрствуя лукаво, дустом обрабатывали весь лес средствами авиации. Делали это еще до таянья снега, ранней весной. Пробудившиеся клещи оказывались на уже обработанной ядом территории. И проблема на участке исчезала на несколько лет.
Дополнительно в ручном режиме позже обрабатывали особенно важные места – детские лагеря перед заездом, парки и опушки.
Поэтому шанс встретить клеща не исключался, но сводился к минимуму.
В конце XX века ученые выяснили, что вреда от дуста больше, чем пользы. Яд способен накапливаться и передаваться по пищевой цепочке вверх. В результате постепенно через пищу и окружающую среду травятся сами люди.
Возникла дилемма: подвергать воздействию яда все население или допустить учащение случаев заболеваний отдельных людей?
Участки обрабатывают и сегодня. Но химикаты для этого используют более щадящие. Срок их действия – 1-2 месяца. О распылении силами авиации речи не идет. Обработка – дорогостоящее мероприятие. В лучшем случае опрыскивается только территория города и его ближайших окрестностей.
С учетом того, что самка клеща откладывает около 17 тысяч яиц, после прекращения травли дустом популяция насекомых стала увеличиваться в геометрической прогрессии.
Без вариантов!
Вторая причина меньшего страха перед энцефалитом в СССР – политика в области вакцинации. У советских граждан не было выбора – прививаться или нет. Все, кому было положено, а уж тем более – дети, получали прививку в обязательном порядке. В случае укуса человек также мог рассчитывать на полноценную помощь в больнице. Поэтому население чувствовало себя защищено, смело отправляясь на природу.
Сегодня количество привитых в разы меньше. Иммуноглобулин производится в достаточном количестве. Но специализированная организация часто сталкивается с тем, что лекарство учреждения здравоохранения не выкупают – не позволяет бюджет.
Поэтому к страху болезни у современных россиян прибавляется еще и понимание, что своевременную бесплатную помощь в виде иммунной поддержки они могут и не получить.
Натиск на запад
Часть исследователей в качестве третьей причины распространения клещей называет изменение климата. В ряде регионов России зимы стали мягче – и клещи встречаются там, где их раньше не было.