Несмотря на то, что Россия продолжает СВО, а компании вынуждены сокращать сотрудников, российские банки демонстрируют рекордные показатели прибыли.
В теории банковская система должна служить опорой экономики, снабжая её финансовыми ресурсами, но на практике ситуация выглядит зеркальной противоположностью.
Банк — это инструмент, связывающий тех, у кого есть временные излишки денег, с теми, кто может вложить их в развитие: предприятиями, фермерами, изобретателями, семьями, строящими жильё. Идеальный банк не стремится к наживе за счёт общества, а работает на общее благо, его прибыль зависит от роста богатства всей страны, выступая садовником экономики, а не браконьером.
Современный российский банковский сектор показывает парадокс: чем сильнее страдает экономика, тем более рентабельными становятся банки. Производство падает, бизнес страдает от дорогих кредитов, люди живут в рассрочку, а банковская отчётность сияет рекордами. За 2024 год чистая прибыль банков достигла рекордных 3,8 трлн рублей. В 2025 году эксперты ожидают прибыль банковского сектора на уровне 3–4 трлн рублей, несмотря на усиливающиеся риски и сложности с кредитованием.
Это свидетельствует о том, что банки действуют как отдельный экономический организм, извлекающий выгоду даже в кризисной ситуации, что вызывает вопросы о их роли и влиянии на развитие экономики в целом.
«Источник суперприбыли – чистая разница между ставкой привлечения и ставкой выдачи. Банки берут деньги у населения под 10%, выдают бизнесу под 25%, а Центробанк, удерживая ключевую ставку в диапазоне 17-20%, создаёт для них благословенный климат монополии. Деньги не двигаются по венам страны – они оседают в банковском жире», — говорится в публикации.
Начиная с 2024 года, кредитные организации получили возможность замораживать «подозрительные операции» без судебного разбирательства. А с середины 2025 года любой денежный перевод может быть задержан на двое суток, если автоматизированная система выявит признаки мошенничества. В итоге, вкладчики лишены доступа к своим финансам на недели, нередко и на месяцы, в то время как банк использует эти средства в своих операциях
«Результат парадоксален: в стране, где всё кредитуется под 20%, банковская отрасль чувствует себя как во время урожая. Банки стали сборщиками дани. Можно ли строить экономику, где банк богатеет не от роста производства, а от блокировок и ставок?
Пока банки живут в режиме "навара на лохах", доверие к ним будет таять вместе с воздухом. Но если вернуть банку его смысл – как сердце для движения капитала по финансовым артериям страны, а не кладбище для денег, – тогда и страна снова сможет дышать полной грудью», — резюмирует автор статьи.