Ежедневно многие граждане отдают мошенникам все свои сбережения и даже берут кредиты в банках на очень большие суммы — и это ужасно. Приемы, к которым прибегают злоумышленники, способны ввести в заблуждение самого, казалось бы, здравомыслящего человека. Поэтому чем быстрее гражданин бросит трубку, тем лучше для него.
Московская прокуратура, которая часто сталкивается с последствиями махинаций мошенников, обобщила их новые уловки и выделила пять фраз, которые должны послужить человеку сигналом об опасности:
1. «С вашими счетами производятся подозрительные операции — переведите ваши средства на безопасный счет»
Мошенники инсценируют звонки от сотрудников службы охраны банка, Следственного комитета, Росфинмониторинга и других известных организаций.
Они выражают желание помочь клиенту банка сохранить его сбережения, на которые покушаются мошенники, и убеждают человека срочно перевести его деньги на некий безопасный счет, не давая ему спокойно обдумать ситуацию.
На самом деле, никакого безопасного счета не существует, и единственный разумный выход здесь — прервать разговор, самостоятельно перезвонить в свой банк и уточнить информацию.
2. «Ваш личный кабинет взломан, произошла утечка ваших персональных данных — срочно сообщите код из смс»
Мошенников стали интересовать аккаунты граждан на портале «Госуслуги», и код из смс им нужен, чтобы перевести ваш аккаунт на другое лицо.
Сообщив код, вы не сможете попасть в свой личный кабинет на портале, а все ваши персональные данные действительно перейдут к мошенникам (а это и сведения о доходах, и об имеющемся у вас имуществе).
Поэтому нужно повесить трубку и связаться со службой поддержки «Госуслуг», дабы убедиться, что все в порядке.
3. «На вас пытаются взять кредит и переоформить вашу квартиру»
Гражданина опять-таки пытаются защитить псевдосотрудники банка или Росреестра, предлагая заключить фиктивную сделку купли-продажи квартиры — иначе она вот-вот перейдет в собственность мошенников.
Тот, кто в это поверит, действительно передает свое жилье мошенникам, заключая сделку либо по заниженной цене, либо вовсе безвозмездно.
4. «Истек срок действия договора обслуживания номера мобильного телефона»
Могут еще предупреждать о повышении тарифа на мобильную связь и пр. — в любом случае, звонок совершается от имени компании сотовой связи, а разговор сводится к тому, что у абонента есть возможность предотвратить неблагоприятную ситуацию, сообщив код или предоставив доступ к личному кабинету на сайте оператора.
Мошенникам нужно получить доступ к вашей сим-карте — с ее помощью они могут оформить на вас кредит.
5. «Вы или ваш родственник подозреваетесь в совершении преступления — с вами сейчас свяжется куратор»
Мошенники используют последние веяния в практике уголовного судопроизводства — о привлечении к ответственности за финансирование вражеского государства, иностранных агентов и т. п.
После разговора с псевдосотрудником правоохранительных органов с человеком связывается куратор, который готов замять ситуацию взамен на крупную сумму денег.
Разговор происходит очень реалистично — мошенники заранее собирают информацию о человеке (могут назвать фамилию вашего начальника, близкого родственника и т. п.) (по информации пресс-службы прокуратуры Москвы от 22.07.2024).
Это далеко не полный перечень всех уловок мошенников, так что не следует безоговорочно верить тем, кто звонит вам по телефону. В любом случае, лучше не принимать скоропалительных решений и обсудить проблему со своими близкими людьми.