Очередной пример успехов импортозамещения в России можно было наблюдать 21 мая в Нижнем Новгороде, где была проведена выставка «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР-2024), на которой помимо всего прочего было представлено новое детище отечественного автопрома «Волга». До этого СМИ с помпой анонсировали возвращение на отечественный рынок знаменитой марки, которую по прогнозам ждет судьба народного автомобиля, а россияне якобы аж пританцовывают от нетерпения отнести свои деньги в кассу, чтобы стать счастливым обладателем авто с серебряным оленем на капоте.
Впрочем, никакого оленя на капоте конечно не было, да и название автомобиля тоже почему-то было решено обозначить латиницей: «Volga». Однако на этом конфузы не закончились. Премьер Мишустин, прибывший на выставку специально для ознакомления с новинками российского автопрома, своими неудобными вопросами заставил изрядно понервничать чиновников.
Все опять повторится сначала…
После оглушительного провала широко разрекламированного «Москвича», все надеялись, что уж «Волга» точно не подкачает и повторит успех советских времен, когда автомобиль этой марки был самым желанным приобретением.
Конечно, в те времена позволить себе Волгу тогда могли немногие. Это был советский премиум-сегмент, который был доступен лишь людям с деньгами и связями. По большей части на Волгах передвигалась советская номенклатура, таксисты, да выходцы с кавказских республик. Для всех остальных этот автомобиль был недостижимой мечтой.
Самой популярной моделью в СССР была конечно же сошедшая в 1968 году с конвейера ГАЗ-24, которая выпускалась вплоть до конца 80-х годов. Все последующие модели — ГАЗ-3110, ГАЗ-3102 и т.д. так и не смогли повторить успех своей предшественницы. После развала СССР и вхождения страны в свободный рынок, Горьковский автозавод стал стремительно загибаться, и в конечном итоге в 2006 году был вынужден остановить выпуск «Волги» поскольку производство автомобилей стало нерентабельным.
Единственный раз когда автоконцерн попытался возродить бренд «Волга», стала попытка собственника ГАЗа олигарха Олега Дерипаски переделать американский Chrysler Sebring на Volga Siber. Автомобиль, который выпускался с 2008 по 2010, ждал грандиозный провал. Во-первых, сам Chrysler Sebring к тому моменту морально устарел, а во-вторых стоимость новой «Волги» на американский лад была просто неподъемной. Да и госсектор не спешил закупать «российские» авто — чиновники отдали предпочтение немецкому концерну.
И вот, в прошлом году, тогдашний руководитель Минпромторга Денис Мантуров с помпой объявил о том, что легенда возвращается на российские дороги. Было обещано, что серийное производство «Волги» начнется летом 2024 года. Впрочем, помня о том чем закончилась история с «Москвичом», на котором из российского был только шильдик, россияне отнеслись к этой новости настороженно. И не ошиблись. Было объявлено, что группа компаний «ГАЗ» а одиночку этот проект не тянет и в качестве партнера был привлечен китайский производитель Changan. Впрочем, до последнего была надежда, что наученные горьким опытом отечественные производители все же сумеют выкатить на рынок нечто эксклюзивное.
И вот наконец долгожданная премьера. На выставке ЦИПР-2024 в Нижнем Новгороде выставлены в ряд новехонькие модели: бизнес-седан С 40, кроссоверы К 30 и К 40. Производитель предлагает потребителю бензиновый 1, 5-литровый движок в 188 л.с, 7-ми ступенчатую роботизированная коробка передач, разгон 100 км/ч за 7, 5 секунд. В общем ничего сверхъестественного.
Да и внешний вид новой Volga разочаровал посетителей — «прорывной» отечественный проект оказался точной копией китайских «Changan» и «Oshan». Поневоле у всех появилось стойкое чувство дежавю: с «Москвичом» было то же самое.
Ну да ладно, не будем придираться, как говорится самое главное не внешний вид, а начинка. Быть может хотя бы здесь отечественный производитель не подкачал? Как оказалось, подкачал, да так, что российский премьер не смог сдержать своих эмоций.
После того как Михаил Мишустин уселся на водительское кресло, чтобы оценить всю степень комфорта, собравшиеся вокруг чиновники услышали из салона:
«А где сделан руль? «
Чиновники смутились, и не нашлись что ответить. Тогда Мишустин повторил свой вопрос, после чего один из них пролепетал что руль «пока китайский».
«Вы слышите ответ? Руль «пока китайский». А хочется, чтобы он был российский. Это же не так сложно, как локализовать коробку и все остальные элементы»
— сказал раздосадованный премьер.
Мишустин вылез из машины и тут же позвал к себе нового министра промышленности и торговли Антона Алиханова, а следом моментально подскочил и вице-премьер Денис Мантуров. Премьер потребовал от чиновников:
«Надо хотя бы начать предпринимать попытки делать свои элементы из пластика»
Что можно сказать — просто позорище. Как и ожидалось, никто не стал выдумывать велосипед, взяли и просто переклеили на очередного китайца очередные российские шильдики. Ах, да, в случае с «Волгами» наш производитель расстарался и изменил дизайн решеток радиатора на тип «китовый ус» или «зубастый» (видимо отсылка к классике). И на этом собственного говоря и все. Остальное все китайское. Но самое смешное, что производитель заверяет, что новая «Volga» это «переосмысление» китайского автопрома. Бред, ей Богу…
Чтобы как-то сгладить ситуацию с «народным» автомобилем китайского разлива, Мишустина заверили, что в будущем, все будет исправлено, и все ключевые составляющие (двигатель, коробка, покраска, сварка и т.д.) будут локализованы. Дескать это выгодно в первую очередь производителю, поскольку чем глубже локализация, тем большее количество баллов будет начисляться.
Однако все это звучит как очередное развешивание лапши на уши, а выглядит как очередной отмыв бабла. Кстати выпуском новой «Волги» займется не автоконцерн ГАЗ, а какая-то шарага АО «Производство легковых автомобилей» зарегистрированная буквально месяц назад, которая всего лишь арендует мощности предприятия и имеет право использовать знаменитый бренд. То есть от «Волги» в новых автомобилях нет ничего от слова совсем — даже название бренда.
«У нас на протяжении долгих лет чиновники привыкли выдавать чужие достижения за свои, переклеивая шильдики, и представлять их как отечественные марки и разработки. Маркой, конечно, «Волга» сейчас может являться российской, но по факту, это безусловно китайский автомобиль»,
— прокомментировал ситуацию экономический обозреватель Никита Комаров.
Можно не сомневаться, что новую «Волгу» ждет оглушительный провал. У россиян она точно не будет пользоваться спросом. Куда проще купить за те же деньги чистокровного китайца, который хоть и не может похвастаться качеством, но на нем хоть шильдики будут стоять оригинальные. Скорее всего, все эти танцы с бубном вокруг новой «Волги», происходят на фоне попыток президента пересадить чиновников на авто отечественного производства. Видимо АО «Производство легковых автомобилей» ждут жирные госзаказы, а кто их конечный бенефициар догадайтесь сами.
А вообще, пора уже заканчивать рассказывать басни про импортозамещение. Наглядный пример того как оно происходит в нашей стране можно наблюдать на примере отечественного гражданского авиастроения. Вы только вдумайтесь — в 2023 году, впервые за 100 лет, российский производитель не выпустил ни одного гражданского самолета! А обещали по 100-200 штук в год. Видимо с китайским рулем у «Волги» будет то же самое — пообещают, под шумок освоят госконтракты и все дружно разбегутся по своим норам с миллионами в карманах. Как говорится, «ничего личного, это просто бизнес»