Онкология окружена множеством мифов и стереотипов. Слово «рак» у многих ассоциируется с неминуемой смертью. Но постепенно отношение общества к этой болезни меняется. Все чаще можно услышать фразу «рак излечим», которая звучит как лозунг, но, вместе с тем, имеет под собой множество примеров и историй людей, в том числе среди публичных личностей, которым удалось победить болезнь. И все-таки, рак – это смертельная болезнь или нет?
О чем говорит статистика
Онкологические заболевания занимают второе место среди причин смертности среди населения всего мира. На первой строчке сердечно-сосудистые заболевания. Поэтому статистически можно сказать, что рак является смертельной болезнью, но в меньшей степени, чем патологии сердца, сосудов головного мозга. Но почему-то именно рак вызывает такой панический ужас, который заставляет терять веру в выздоровление. Ведь и человек с больным сердцем, и тот, у кого диагностировано онкологическое заболевание, может прожить долгую жизнь при определенных условиях.
От чего зависит результат лечения
Излечение от рака зависит от множества факторов. Прежде всего, важно на какой стадии было выявлено заболевание. По статистике рак на I стадии поддается лечению в 92% случаев, на II стадии — 75%, на III стадии – 55%, на IV стадии – 13%. Имеет значение и степень агрессивности конкретного вида заболевания (подтипа рака). Так, например, лимфома Ходжкина в отличии от других типов онкологических заболеваний лимфатической системы хорошо поддается лечению. Рак молочной железы, напротив, считается достаточно агрессивным заболеванием. Выживаемость напрямую зависит от стадии заболевания, возраста пациента, ответа на терапию, общего состояния человека. Но не все так просто.
Онкология полна парадоксов. В лечении рака немало казуистических (необычных) случаев, которые противоречат статистике, прогнозам врачей. Выживаемость при онкологии зависит иногда от более эфемерных вещей, таких, как желание человека жить, осознание ценности своего существования. Это признают даже врачи.
На сайте НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова можно найти статью «Вакцина против рака». В ней доктор медицинских наук делится примерами из своей практики. Врач утверждает, что клетки опухоли ведут себя точно так же, как сам пациент. Иногда больным в более солидном возрасте и с более тяжелым диагнозом удается выжить, а молодые люди с заболеванием, поддающимся лечению, умирают. Это происходит, если человек вместе с болезнью переживает предательство близкого или другие потрясения, когда теряет смысл жизни. Для людей в подавленном состоянии простое ОРВИ может стать смертельной болезнью. Поэтому так важно не поддаваться страху, сохранять волю к победе над болезнью, найти смысл жизни, даже если он был утрачен.
Мнение врачей
С момента, когда мне поставили онкологический диагноз, я услышала несколько разных (причем противоречивых) мнений от врачей, представителей официальной медицины относительно смертельности заболевания. Врач, который впервые озвучил мой диагноз, сказал примерно следующее: «Ничего-ничего, жить будете, главное не затягивать с лечением, начинать нужно незамедлительно».
Чем дальше, тем чаще я слышала неутешительные слова, при том, что буквально за пару месяцев до диагноза я была у врача первичного звена в поликлинике и никаких подозрений на онкологию мои симптомы тогда не вызвали.
Больше всего меня порадовало мнение заведующей женской консультации, к которой я обратилась для получения направления в центр репродуктологии (чтобы заморозить ооциты перед химиотерапией, предполагается, что людям с подобным заболеванием такая услуга положена бесплатно по ОМС). Заведующая совершенно уверенно высказала свое мнение: «У вас не смертельное заболевание». Почитав отзывы о специалисте на тематическом медицинском портале (Про Докторов) я поняла, что в получении должности профессиональные компетенции этого врача, видимо, играли самую последнюю роль. И такое мнение, наверное, не стоит принимать всерьез.
К сожалению, мой случай далеко не единственный, когда врачи первичного звена (узкие специалисты в поликлинике) обладают очень низким уровнем онконастороженности и просто пропускают болезнь. Такое ощущение, что они не особо осведомлены о раке, тем более что, как правило, не имеют дело с пациентами, прошедшими радикальное онкологическое лечение.
Онкологи более однозначны в статусе заболевания, оно, безусловно, является смертельным. Проведение радикального лечения – это вопрос жизни и смерти. Вот так при перемещении из одного медицинского кабинета в другой болезнь из не смертельной превращается в смертельную.
Вместе с тем, когда пациенту приходится целый день ждать врача в коридоре, чтобы получить выписной эпикриз, видимо, на время забывается, что человек смертельно болен. Когда речь идет о выборе тактики лечения статистика высокой смертности онкобольных вновь приводится в качестве аргумента в пользу выбора радикального лечения (калечащей операции или лучевой терапии), спасения жизни ценой потери здоровья.
Мнение онкобольных
Судя по комментариям блога, одни не сомневаются в том, что заболевание является смертельным, другие уверены, что это «простая болячка», которая легко поддается лечению, а профилактикой служит поддержание здорового образа жизни.
Для кого-то неприемлемыми являются методы терапии. Известный факт, что раньше при использовании химиопрепаратов старого поколения некоторые больные умирали не от самой болезни, а от интоксикации цитостатиками. На том же сайте НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова приводится цитата профессора, заведующего отделением лучевой терапии: «Да, бывает, лучевая терапия балансирует между добром и злом, но зачастую альтернативы нет.»
Есть те, кто полностью отказываются от радикального лечения, хирургического вмешательства, лекарственной или лучевой терапии в силу разных причин. Но совершая такой выбор, человек с подтвержденным диагнозом, идет на осознанный риск. Бывают случаи излечения, но бывает и такое, что отказ от медицинской помощи в рамках доказательной медицины может повлечь за собой последствия, которые в дальнейшем будут поддаваться только паллиативной терапии.