Вы знаете, а ведь это совсем неудивительно, что даже после развёрнутого и, в общем-то, исчерпывающего выступления Владимира Путина именно по этому вопросу во время совместной пресс-конференции с Си Цзиньпином споры вокруг проекта газопровода «Сила Сибири — 2» не утихли. Выступление Путина, казалось бы, предельно чётко расставившее все точки над «i» и поставившее проект фактически под прямой личный контроль глав двух великих держав, само, конечно, предметом споров, особенно в нашей стране, не стало. Тут дураков и так было не очень много, а сейчас нет и вовсе.
Но вот вокруг самой «Силы Сибири — 2», мягко говоря, дискуссия некоторым образом оживилась: как на тему «кто виноват», так и на тему «что делать, чтобы и дальше ничего не делать», к сожалению. И удивляться тут, в общем, нечему. Как, собственно, и тому, почему таких споров не было вокруг первого российско-китайского газопровода «Сила Сибири», хотя конечный получатель продукта и в одном, и в другом случае — всё тот же Китай.
Нет, там тоже копья ломались, разумеется.
Но до такого высокого градуса тогда всё же народ как-то не доходил: максимум какие-то отдельные экологи буйствовали, защищая мирную жизнь редких видов болотных лягушек в безлюдной сибирской тайге.
Здесь всё сложнее.
В частности, отечественное экспертное сообщество вообще склоняется к мысли, что главным тормозом в реализации проекта, к удивлению читающей публики, оказывается именно КНР.
Типа, несмотря на то что китайские товарищи прямо заинтересованы в поставках газа по долгосрочным контрактам, рост зависимости от одного поставщика их не может не беспокоить.
В отличие от первой «Силы Сибири», ресурсной базой которой являются расположенные на востоке нашего с вами гигантского континента Чаяндинское нефтегазоконденсатное и Ковыктинское газоконденсатное месторождения, на которые с точки зрения экспортного потенциала, кроме Китая, и претендентов-то особых нет, причём по чисто географическим соображениям (ну куда оттуда трубы-то ещё тянуть? Если только на совсем уж Дальний Восток, под СПГ, но там на шельфе Охотского моря и Сахалина и своего газа столько, что только успевай осваивать), ресурсная база «Силы Сибири — 2» расположена как раз в Западной Сибири. Причём неплохо разведана и ещё лучше оценена. И на неё, извините, и без китайских товарищей просто немеряно конкурентов.
Потому как это наша на сегодняшний день «газовая жемчужина», а именно полуостров Ямал.
И если даже просто сопоставить проектируемые объёмы поставок в Китайскую Народную Республику по «Силе Сибири — 2» (50 млрд кубов) и по взорванному «Северному потоку» (55 млрд кубов), то многое сразу как-то даже в незамутнённом экспертном сознании должно, по идее, становиться на свои собственные места.
Ещё раз: тут всё предельно просто.
С точки зрения наших европейских партнёров, появление там, на Ямале, ещё и китайских товарищей с их постоянно растущими аппетитами — чистой воды грабёж. Почему — надеемся, объяснять не надо: до известных событий европейская энергетика совершенно искренне полагала Ямал «своим». А теперь там мало того что какие-то русские «внутренние рынки» и заводы по производству СПГ европейские ресурсы расходуют, так ещё и коммунисты из Поднебесной пожаловали.
Что уж совсем непорядок.
Да если бы только они!
Немало сторонников работы с традиционными рынками живут и работают и в нашей с вами стране.
И это, знаете ли, вовсе никакие не «изменники Родины»: за столько десятилетий сотрудничества с европейскими структурами, несомненно, образовалось немало весьма работоспособных бизнес-цепочек.
Выстроились многоуровневые взаимовыгодные связи, и было бы странно, если бы это было не так.
И даже если европейские рынки удастся от наших производителей энергетического сырья американцам, извините за образность, ампутировать, то фантомные боли никто всё равно ни разу не отменял.
И это совсем не шутка.
Да, если уж совсем честно, мы ведь по большому счёту и не собирались никуда из Европы уходить — в смысле поставок туда энергетического сырья. Нам это банально невыгодно — с традиционных рынков-то уходить. И с государственной точки зрения, кстати, в том числе: и тот же Путин об этом не раз говорил.
То есть — и это, думается, следует понимать всем участникам оживлённой дискуссии (и Путин это тоже прекрасно осознавал, поэтому и рассуждал о «Силе Сибири — 2» на совместной пресс-конференции с Си Цзиньпином максимально холодно и прагматично), — когда решение принято (а решение по «Силе Сибири — 2» очевидно принято), его, конечно, надо не разнообразно и возвышенно дискутировать, а приземлённо и максимально прагматично исполнять.
Ну а то, что противодействие этому проекту будет, в том числе и противодействие интеллектуальное, — так это пожалуйста. Это вполне нормально. Более того, мы вообще в нашей интеллектуальной жизни строем по улицам-то не ходим. Свободные люди, в конце концов, живущие в свободной стране.
Но это в плане чисто интеллектуальной дискуссии.
А вот собственно практическое исполнение решений — которое и есть наш на сегодняшний день главный «ресурс силы» и одновременно едва ли не главная точка уязвимости, причём не только в Сибири, — пожалуй, будет всё же полезно взять под личный президентский контроль. Благо опыт по претворению в жизнь даже самых сложных проектов у президентской вертикали вполне себе даже имеется.
Что, собственно, и было сделано.
И вот этого участникам всё равно продолжающейся дискуссии как-то теперь уже очень глупо и предельно наивно не понимать.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.