«Серьёзная боевая единица»: как создавался и совершенствовался танк Т-55

65 лет назад на вооружение советской армии был принят легендарный танк Т-55, ставший венцом развития советских средних танков времен Великой Отечественной войны. Благодаря серьёзной артиллерийской системе, неприхотливости и надёжной ходовой части машина получила широкое распространение во всём мире, от Перу до Вьетнама. Т-55 поставлялся в 39 стран и принял участие во многих вооружённых конфликтах.

65 лет назад на вооружение советской армии был принят легендарный танк Т-55, ставший венцом развития советских средних танков времен Великой Отечественной войны. Благодаря серьёзной артиллерийской системе, неприхотливости и надёжной ходовой части машина получила широкое распространение во всём мире, от Перу до Вьетнама. Т-55 поставлялся в 39 стран и принял участие во многих вооружённых конфликтах.

24 мая 1958 года приказом министра обороны СССР на вооружение советской армии был принят средний танк Т-55. В этом же году стартовало массовое серийное производство новой машины.

Т-55 был создан на Уральском вагоностроительном заводе № 183 в Нижнем Тагиле (нынешний УВЗ). Отдельные элементы разрабатывались в Челябинске, Харькове, подмосковной Кубинке и других городах СССР.

В комментарии RT Александр Михайлов специалист-историк Музея Победы заявил, что Т-55 является венцом развития советских средних танков времён Великой Отечественной войны.

«По большому счёту Т-55 можно назвать высшей формой эволюции всем известного Т-34. Напомню, что результатом совершенствования «тридцать четвёрки» стал Т-54, а на его основе уже появился «объект 155» или Т-55», — сказал Михайлов.

Как отметил эксперт, Т-54 считается одним из самых популярных танков в мире. По данным Минобороны РФ, в общей сложности с 1945 по 1979 годы промышленность СССР и других стран выпустила около 100 тыс. «пятьдесят четвёрок».

«Часто можно встретить обозначение Т-54/55. Оба танка почти не отличаются друг от друга и сохраняют статус одних из самых массовых в мире. Почему так получилось? Уральские конструкторы смогли создать машину, которая сочетает в себе высокие боевые качества, подвижность, надёжность, простоту производства, простоту эксплуатации и простоту обучения экипажа», — пояснил Михайлов.

Как говорится на сайте Музея Победы, в Т-55 «гармонично сочетались огневая мощь, защита и хорошие манёвренные качества». Танк выпускался в Нижнем Тагиле, в Омске и на Харьковском заводе им. В.А. Малышева.

«До конца 1965 года было изготовлено 4435 танков Т-55А и 150 танков Т-55АК. Всего за время серийного производства для Советской армии было изготовлено 13408 танков Т-55, с учётом машин, переоборудованных в командирские, огнеметные и плавающие», — говорится в материалах Музея Победы.

 

По компоновке, конструкции корпуса и башни Т-55 почти не отличался от предшественника. Основные изменения коснулись элементов, позволяющих экипажу действовать в условиях применения ядерного оружия.

«В СССР в 1952—1953 годах в ходе испытаний ядерного оружия неоднократно проверялось воздействие поражающих факторов атомного взрыва на различные виды боевой техники, в том числе и на танки… В радиусе 300 м от эпицентра ядерного взрыва мощностью 2—15 килотонн танки Т-54 выходили из строя, а на больших расстояниях оставались исправными», — сообщается на сайте Музея Победы.

Для адаптации к условиям атомной войны корпус и башня «пятьдесят пятки» стали герметичными. На танке появились средства защиты от попадания радиоактивной пыли и фильтрации воздуха. Башня Т-55 получила стопор, который препятствовал её отделению от корпуса под воздействием ударной волны.

«Герметизация машины осуществлялась установкой специальных постоянных уплотнений и автоматически закрывавшихся устройств, срабатывавших до подхода ударной волны при взрыве ядерного боеприпаса», — говорится в материалах Музея Победы.

В остальном Т-55 имел классическую для советских танков той поры компоновку. В отделении управления находился механик-водитель. Места командира, заряжающего и наводчика размещались в боевом отделении, в центре танка.

Масса Т-55 составляла 36 т, боекомплект пушки — 43 унитарных выстрела, мощность дизельного двигателя — 580 л.с., максимальная скорость по шоссе — 50 км/ч. Танк оснащался 100-мм пушкой Д-10Т2С с компенсирующим механизмом и спаренным 7,62-мм зенитным пулемётом конструкции Горюнова СГМТ.

Также Т-55 получил современные на тот момент бронебойные боеприпасы, приборы ночного видения, термодымовую аппаратуру, прицельный комплекс, стабилизатор пушки, противопожарную систему, средства для стрельбы с закрытых огневых позиций, оборудование связи и подводного вождения.

«Пятьдесят пятый» был способен преодолевать водные преграды шириной до 1000 м и глубиной до 5 м. Для проделывания прохода через заминированную местность на Т-55 могли быть установлены тралы.

В плане защищённости новый танк почти не отличался от предшественника. Его корпус сваривался из броневых катанных листов толщиной от 15 мм на крыше до 100 мм у лба. Башню Т-55 отливали с толщиной брони от 48 до 200 мм. Таким образом конструкторы усиливали защиту наиболее важных частей танка, жертвуя второстепенными.

В комментарии RT выпускник Военной академии Генштаба ВС РФ генерал-майор запаса Владимир Богатырёв заявил, что Т-55 имел выдающиеся для своего времени тактико-технические характеристики.

«Появление Т-55 было большим событием в отечественном танкостроении. Танк получил очень достойную артиллерийскую систему, прицельную систему, хорошую защиту, великолепные ходовые возможности. Кроме того, это была первая в мире бронированная машина, способная выполнять задачи в условиях радиоактивного заражения. В период холодной войны это являлось важным качеством любого образца тяжёлой техники», — отметил Богатырёв.

«Пятьдесят пятый» постоянно совершенствовался. В 1961 году его боекомплект пополнился новыми кумулятивными снарядами 3БК-5М, которые могли пробить до 390 мм брони. В 1966 году танк получил бронебойно-подкалиберные снаряды БМ8, пробивающие до 275 мм вертикальной брони за два километра.

В начале 1960-х годов танк стал оснащаться пулемётом Калашникова вместо СГМТ. В конце десятилетия в связи с распространением вертолётов у вероятного противника на Т-55 начал устанавливать 12,7-мм зенитный пулемёт конструкции Дегтярёва — Шпагина ДШКМ.

В 1962 году на вооружение советской армии был принят Т-55А, отличавшийся усиленной противорадиационной защитой, состоявшей из свинца, изобутилена, полиэтилена, бора и бериллия.

Модернизация «пятьдесят пятого» продолжалась даже после появления у СССР танков нового поколения с более высокими боевыми возможностями (Т-62, Т-64, Т-72, Т-80).

Так, в 1983 году Т-55АД стал первым в мире носителем системы активной защиты (КАЗ) «Дрозд». Она состояла из радара, который фиксировал приближение снаряда противника, электронно-вычислительной системы, а также четырёх блоков с защитными боеприпасами.

Принцип работы «Дрозда» состоял в том, что он в автоматическом режиме отслеживал подлёт вражеских снарядов. Затем на расстоянии шести-семи метров происходил подрыв защитных боеприпасов. Осколки создавали поле в форме бублика, поражая боевую часть снаряда неприятеля или сбивая её с курса.

В 1985 году модификации Т-55МВ и Т-55АМВ получили навесную динамическую защиту, бортовые противокумулятивные экраны, комплекс управляемого вооружения 1К116-1 «Бастион» и более мощные двигатели.

Т-55 поставлялся на экспорт в 39 стран мира, от Перу до Вьетнама. По лицензии машина выпускалась в Польше, Чехословакии и Румынии. Танк принял участие во многих вооружённых конфликтах времён холодной войны и локальных боевых действиях на постсоветском пространстве.

Последние годы известно, что Т-55 использовался в сирийской кампании как правительственными войсками, так и боевиками террористических организаций. 

Как полагает Александр Михайлов, Т-55 получил широкое распространение в мире благодаря неприхотливости и сверхнадёжной ходовой части. По мнению эксперта, танк не утратил актуальности в конфликтах малой интенсивности.

Загрузка ...