Современные автобусы могут исчезнуть с улиц Петрозаводска

В городском суде рассмотрели иск транспортных компаний к петрозаводской администрации

Текст и фото: Антонина Кябелева 

22 февраля 2024 года судья Петрозаводского городского суда Анна Нуриева вынесла решение, которое может определить будущее «транспортной реформы» в карельской столице. И решение это способно серьезно омрачить настроение петрозаводчан.

Немного предыстории. В 2023 году городской суд встал на сторону шести транспортных компаний – ООО «Автосити», ООО «АТП-2», ООО «АТП-3», ООО «АТП-4 Тосноавто», ООО «АТП» и ООО «Транспортная компания», которые добивались отмены документа планирования регулярных пассажирских перевозок. Именно благодаря принятию этого документа мэрия Петрозаводска запустила транспортную реформу в карельской столице, переведя три автобусных маршрута — № 5, 14 и 29 — с нерегулируемых маршрутов на регулируемые. С июня 2023 года в Петрозаводске на этих маршрутах появились новые современные автобусы лазурного цвета компании ООО «Транс-Балт». Прежние перевозчики, работавшие на этих маршрутах, остались не у дел и подали в иск в суд.

Верховный суд Карелии отменил решение суда первой инстанции и отправил дело на новое рассмотрение.

К шести компаниям, оспаривающим документ планирования, в 2024 году присоединился еще один административный истец – ООО ТК «Паллада».

 

Если говорить об аргументах, которые приводили стороны в подтверждение своей позиции, то принципиально ничего не изменилось.

Транспортным компаниям в августе 2021 года продлили свидетельства, позволяющие работать на городских маршрутах, сроком на пять лет, то есть до августа 2026 года. Раньше, чтобы перейти с нерегулируемого на регулируемый тариф, муниципальной власти было достаточно предупредить перевозчиков за 180 дней. Однако в 2022 году федеральное законодательство изменилось, и органы местного самоуправления обязали согласовывать изменение маршрута с компаниями, имеющими действующее свидетельство.

Необходимости получать согласие у перевозчиков петрозаводская администрация могла бы избежать, если бы вовремя, до момента продления свидетельств, приняла документ планирования, в котором были предусмотрены изменения в работе городского транспорта. Логика проста: бизнес должен заранее понимать «правила игры», чтобы планировать свою деятельность.

 

Но в том-то и беда, что документ планирования пассажирских перевозок, предусматривающий переход на регулируемый тариф, на момент продления свидетельств отсутствовал. Его приняли позднее. Именно в этом и была главная ошибка руководителей петрозаводской администрации, которая поставила под удар затеянную в Петрозаводске транспортную реформу.

«Все действия власти должны быть предсказуемы»,

— отметила Ольга Лобаго, представляющая интересы транспортных компаний.

Она считает, что администрация могла бы либо принять документ планирования своевременно, либо ввести абсолютно новые маршруты.

Представитель петрозаводской администрации Елена Аникина настаивала, что на момент продления лицензий у мэрии была только обязанность предупредить перевозчиков о грядущих изменениях за 180 дней, и предсказать, что законодательство изменится столь кардинально, в мэрии не могли.

Участвовавший в деле прокурор Алексей Елисеев просил суд оставить иск транспортных компаний без удовлетворения.

 

Он отметил, что раньше поступало немало жалоб от граждан на работу городских автобусов. С началом транспортной реформы качество транспортного обслуживания, по его мнению, заметно улучшилось, а от граждан перестали поступать жалобы. Прокурор поддержал позицию петрозаводской администрации, заключающуюся в том, что нужно было предупредить перевозчиков об изменениях за 180 дней и на этом успокоиться.

Анна Нуриева удовлетворила иск транспортных компаний, признав недействующим документ планирования регулярных перевозок в части, касающейся отмены некоторых маршрутов и перевода других маршрутов с нерегулирумых на регулируемые тарифы.

 

Фактически это означает, что на автобусные линии должны вернуться прежние перевозчики со своими обшарпанным машинами и своенравным графиком движения. В контексте этого решения современным автобусам компании «Транс-Балт» на петрозаводских дорогах не место. Правда, петрозаводская администрация намерена обжаловать данное решение в Верховном суде Карелии. Другими словами, если даже решение городского суда «устоит» в Верховном суде Карелии, то еще какое-то время новые автобусы гарантированно будут курсировать по дорогам карельской столицы. Слабое утешение, но что поделать.

А теперь немного лирики. Давайте отвлечемся от юридических тонкостей и поразмышляем, что же происходит с «транспортной реформой». Лично у меня редко какое судебное решение вызывает такой же диссонанс между представлениями о законности и о справедливости. С точки зрения закона, решение петрозаводского суда выглядит безупречно. Раз законодатель обязал органы местного самоуправления получать согласие у перевозчиков или заранее «подстелить себе соломку» в виде необходимого документа, то прежде чем затевать транспортную реформу, нужно было предусмотреть все риски. Но мне кажется, что в петрозаводской администрации банально понадеялись на авось, что и так прокатит. Такое впечатление, что может не прокатить.

А дальше начинается самое неприятное. Страшно представить, что современные автобусы исчезнут с петрозаводских улиц, и к жителям отдаленных районов вновь вернется транспортный кошмар. Фактически из-за неумелых действий городской власти, которая так и не постигла азов управления городским хозяйством, страдать будет весь город. Это же нужно ухитриться истратить сотни миллионов рублей и вот так сесть в лужу.

Наверное, я не права. Но мне очень хочется, чтобы произошло чудо и Верховный суд Карелии изменил решение горсуда, которое ставит крест на транспортной реформе как минимум до 2026 года. Ведь надежды на то, что в петрозаводской администрации появятся профессиональные руководители, у меня уже не осталось.

Загрузка ...