Строительство российского мегапроекта захотели отложить

Строительство северного широтного хода (СШХ) на Ямале захотели вновь отложить. Причиной переноса сроков реализации мегапроекта может оказаться нехватка средств. Российские власти в том числе пока не решились выделить запрошенные 150 миллиардов рублей на строительство моста через Обь.

Строительство северного широтного хода (СШХ) на Ямале захотели вновь отложить. Причиной изменения сроков реализации мегапроекта может оказаться нехватка средств, пишет «Коммерсантъ».

Издание ознакомилось с проектом доклада Минтранса президенту, где сказано, что возведение СШХ может быть перенесено на 2027-2031 годы. В документе поясняется, что источники финансирования не определены, а выделить средства из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на строительство моста через Обь (ключевую часть проекта) пока не решились. В инвестпрограмме ОАО РЖД на 2023 год и ее проекте на 2024–2026 годы средства на СШХ не заложены — поэтому строительство предложили перенести, уточнили в Минтрансе.

Знакомый с проектом источник подтвердил отсутствие решения по финансированию моста через Обь, но добавил, что и перенос сроков еще не утвержден. Другой собеседник утверждает, что Минтранс был вынужден согласиться отложить строительство СШХ, так как нет понимания по источнику средств.

Если мост через Обь будут строить в 2024-2028 годах, то на него потребуется выделить 150 миллиардов рублей из ФНБ. При переносе сроков на 2027-2031 годы потребность в финансировании моста увеличится до 180 миллиардов рублей, предупреждают эксперты. При этом весь проект подорожает, по оценкам специалистов, с 650 миллиардов до 730 миллиардов рублей.

Знакомый с ситуацией источник сообщил, что модель проекта полностью проработана — его можно начинать, как только выделят средства из ФНБ и включат реконструкцию Северной и Свердловской железных дорог в инвестпрограмму ОАО РЖД. «Если же проект перенести, то он заметно подорожает, уже разработанная проектно-сметная документация может потребовать корректировок, а дополнительного маршрута, разгружающего Восточный полигон, еще долго не будет», — пояснил эксперт.

СШХ — железнодорожная магистраль длиной 707 километров, которая должна была соединить станции Обская и Коротчаево Северной железной дороги. В 2017 году, когда проект только задумывался, его общая стоимость оценивалась в 236,7 миллиарда рублей, однако впоследствии сильно выросла — примерно до 500 миллиардов. Ожидалось, что часть этих денег предоставят РЖД, «Газпром» и Фонд национального благосостояния, остальное планировалось привлечь на рынке в качестве заемного капитала.

В ноябре 2022 года вице-премьер Марат Хуснуллин заявил, что реализацию российского мегапроекта приостановили. Зампред правительства уточнил, что строительство СШХ не откладывают. По его словам, более приоритетными являются возведение Восточного полигона и Мурманского железнодорожного узла.

Загрузка ...