В докладе ООН раскрывается, что исламистская группировка, заявившая о зверском нападении в “Крокус Сити Холле”, вербовала боевиков из других террористических группировок, причем упор делался на выходцев из постсоветской Центральной Азии.
Фото: АГН «Москва»
По данным западных и других разведывательных служб, в прошлом году «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ – запрещенная в РФ террористическая организация) начало масштабную кампанию по вербовке боевиков из Таджикистана и других стран Центральной Азии и конкретно нацелено на опытных членов существующих группировок с долгой историей террористических атак.
Как пишет The Guardian, задержанные российскими силами безопасности за нападение на московский концертный зал в пятницу вечером, предположительно являются гражданами Таджикистана или имеют таджикское происхождение.
Как отмечает британское издание, ИГ взяло на себя ответственность за теракт в Москве, в результате которого погибли 137 человек, опубликовав два заявления, описывающие его операцию как “мощный удар по России”, и неоднократно хвастаясь убийствами христиан. Группа также опубликовала натуралистичные кадры, очевидно, сделанные нападавшими, когда они открыли огонь по посетителям концерта.
Тем не менее, Москва попыталась обвинить Украину в нападении, отмечает далее The Guardian.
Разведданные, представленные в недавнем докладе Организации Объединенных Наций о деятельности ИГ, показывают, что за последние 12 месяцев местному филиалу группировки в Афганистане удалось завербовать ведущих боевиков из «Джамаат Ансарулла» (запрещенная в России террористическая организация) – экстремистской исламистской группировки в Таджикистане, а также других групп в Центральной Азии.
«Исламское государство провинции Хорасан» (ИГХ, запрещенная в России террористическая организация), которое взяло название, используемое некоторыми исламскими правителями для описания Афганистана и прилегающего региона, также создало Telegram-канал и использовало множество других платформ социальных сетей для трансляции пропаганды, направленной на таджиков и других жителей региона.
В докладе, представленном Совету безопасности ООН в январе, сообщалось о “высокой концентрации террористических группировок в Афганистане” и говорилось, что “несмотря на сокращение числа нападений, совершаемых ИГИЛ-Хорасан, и недавнюю потерю территории, жертвы и высокая убыль среди высшего и среднего звена лидеры… группировка рассматривается как самая большая угроза внутри Афганистана, обладающая способностью проецировать угрозу на регион и за его пределы”.
В отчете добавлялось, что группировка “приняла более инклюзивную стратегию вербовки, в том числе сосредоточив внимание на привлечении разочаровавшихся талибов (движение «Талибан» признано в РФ террористической организацией и запрещено – «LiveNews24») и иностранных боевиков”.
Боевики из Таджикистана, который пострадал от продолжительного экстремистского исламистского мятежа, и нескольких других государств Центральной Азии были связаны с серией недавних нападений ИГ в Европе, а также в Иране, где около 100 человек погибли в результате массированного взрыва во время церемонии поминовения в январе, утверждает The Guardian.
Первоначально Тегеран обвинил в нападении Израиль и США, но позже министерство разведки Ирана установило, что зачинщиком и изготовителем бомбы был человек таджикского происхождения. По данным иранского правительственного агентства печати, подозреваемый въехал в страну, пересекши юго-восточную границу Ирана, и в конечном итоге покинул страну за два дня до теракта, после изготовления бомб. Согласно сообщениям, один из двух террористов-смертников также был таджиком, пишет The Guardian.
Разведывательные службы США и Европы отметили резкое увеличение числа международных заговоров, связанных с ИГХ, которая, по мнению некоторых аналитиков, является сильнейшим филиалом “Исламского государства” за пределами Африки.
“Государства-члены отметили существование оперативных заговоров в европейских государствах, запланированных или проводимых ИГИЛ-Хорасан. В июле и августе семь граждан Таджикистана, Туркмении и Кыргызстана, связанных с ИГИЛ-Х, были арестованы в Германии при планировании проведения мощных террористических атак, для которых они получали оружие и возможные цели”, — отмечается в докладе ООН.
Во вторник власти Германии арестовали двух афганских экстремистов, подозреваемых в планировании нападения на шведский парламент. Один из двух мужчин, как утверждается, приехал из Германии, чтобы присоединиться к ИГХ.
А 31 декабря немецкая полиция арестовала трех таджиков и одного гражданина Узбекистана, подозреваемых в подготовке нападения на Кельнский собор в канун Нового года. Следователи связывали этих мужчин с “Исламским государством”.
За последние годы выходцы из Таджикистана были вовлечены во множество других заговоров в Европе и Турции. Двое боевиков ИГ, которые в январе напали на церковь в Стамбуле, убив одного человека и ранив другого, были выходцами из Таджикистана и России, утверждает The Guardian.
Ранее в этом месяце российские силы безопасности ликвидировали двух граждан Казахстана, которые, по их словам, планировали связанное с ИГХ нападение на синагогу в ходе операции в Калужской области к юго-западу от Москвы.
С момента своего основания восемь лет назад ИГХ в основном сосредоточилась на своей местной кампании. Группировка совершила сотни нападений как на гражданские объекты, так и на силы безопасности – в том числе на силы Запада – в Афганистане. Два нападения в 2020 году были направлены против родильного отделения в Кабуле и Кабульского университета. Другие нападения были совершены на мечети и этнические или религиозные меньшинства в Афганистане.
Группировка также несет ответственность за чрезвычайно разрушительное террористическое нападение на международный аэропорт Кабула в 2021 году, в результате которого погибли 13 американских военнослужащих и более 150 афганских гражданских лиц во время хаотичной эвакуации США из страны.
Поворот к международным целям, возможно, был вызван директивами высшего руководства ИГИЛ в Ираке и Сирии, где группировка понесла значительные потери.
В докладе ООН отмечается, что война в Газе предоставила потенциальную возможность для вербовки экстремистских исламистских группировок, но ИГ было вынуждено уравновешивать враждебность к ХАМАСУ желанием разжигать насилие против давних врагов.
“Публичные сообщения [ИГ] в ответ на события в Израиле и Газе с 7 октября были осторожными и выверенными, направленными на обострение религиозной нетерпимости. [ИГ] сохраняло твердую антипатию к ХАМАСУ, членов которого оно считает вероотступниками. Средства массовой информации [ИГ] были сосредоточены на том, чтобы извлечь выгоду из ситуации в Газе, чтобы мобилизовать потенциальных участников-одиночек для совершения нападений”, — говорится в докладе ООН.