Ультиматум Трампа – Россия как разменная монета в игре с Китаем: эксперт

Ультиматум Трампа – Россия как разменная монета в игре с Китаем: эксперт

Анализируя недавнее письмо президента США Дональда Трампа, адресованное странам НАТО и мировому сообществу, эксперты отмечают его стратегическую многослойность.

В документе, казалось бы, предлагается усиление давления на Россию посредством санкций, но при условии полного отказа всех членов НАТО от российской нефти и одновременного введения высоких тарифов против Китая (50–100%) (и частично Индии) до окончания украинского конфликта.

По мнению аналитика Юрия Баранчика, этот ультиматум, несмотря на внешнюю привлекательность, является практически невыполнимым. Зависимость Венгрии и Словакии от российских трубопроводных поставок, торговые связи Турции с Россией, а также экономические интересы Евросоюза, тесно связанные с китайским рынком, делают реализацию предложенных мер крайне затруднительной.

«Трамп и НАТО: ультиматум, который меняет саму роль США в альянсе. <…> Турция, член НАТО, открыто торгует с Россией и не собирается отказываться от российской нефти. В Евросоюзе тарифная война с Китаем противоречит базовым интересам — Брюссель и Берлин завязаны на китайский рынок, а тарифная политика Трампа традиционно вызывает там раздражение», — заявил эксперт в телеграм-канале.

Таким образом, создается ситуация, в которой США, формально призывая к коллективным действиям, фактически перекладывают ответственность за их отсутствие на союзников. Это позволяет Трампу, в случае отказа, обвинить партнеров в нежелании действовать, а в случае неожиданного согласия — представить себя миротворцем, остановившим конфликт. Такая стратегия, по мнению аналитика, выгодна для внутренней аудитории, поскольку демонстрирует как стремление к миру, так и нежелание втягивать США в чужие конфликты, а также жесткую позицию по отношению к Китаю.

«С точки зрения политической техники Трамп выстраивает идеальную ловушку. Если союзники не соглашаются (а они не соглашаются) — виноваты они, США лишь "ждут согласия". Если союзники внезапно согласятся (ну вот такая у них стукнет в голову шиза) — Трамп может заявить, что именно он "остановил конфликт" и стал миротворцем. Для внутренней аудитории в США это "win–win": он одновременно и "за мир", и "не втягивает Америку в чужие войны", и "жёстко давит Китай"», — отметил Баранчик.

Однако, подобный подход существенно меняет роль США в НАТО. Вместо традиционной роли лидера, определяющего политику альянса, Трамп предлагает партнерство на равных, где консенсус становится важнее американской воли. Теперь же Трамп как бы говорит: «Америка не лидер, Америка партнёр на равных. Хотите действий — делайте шаг сами». Это может привести к ослаблению лидерства США, усилению роли отдельных игроков, таких как Турция, и в целом к дестабилизации классической модели НАТО.

«Для классической модели НАТО это разрушительно», — добавил он.

Связывая санкции против России с тарифами на Китай, Трамп демонстрирует свои приоритеты, где главным соперником остается Пекин, а Москва рассматривается как второстепенный фактор. Кроме того, эксперт не исключает, что Трамп не заинтересован в ужесточении санкций против России, поскольку это может способствовать ее сближению с Китаем. В отсутствие новых санкций Россия сохраняет определенную геополитическую устойчивость и не становится зависимой от Пекина.

«Нельзя исключать и ещё одного слоя в логике подобных заявлений Трампа. Ввод новых санкций против России Трампу на самом деле не особенно нужен. Если санкции не вводятся — Россия остаётся устойчивой и не полностью слившейся с Китаем в плане геополитики», — резюмировал Баранчик.

Загрузка ...