В Карелии трудно жить, но умереть достойно еще труднее

Жители многих районов республики жалуются на обветшалые морги и непроходимые дороги на кладбища

Текст: Елена Малишевская

В шести районных центрах — в Кеми, Суоярви, Пудоже, Медвежьегорске, Лоухи и Муезерском — либо патологоанатомических отделений нет совсем, либо морги находятся в плачевном состоянии. Они скорее представляют собой сараи или вагончики. Ближайший морг порой находится в сотне километров от населенного пункта. Люди вынуждены искать транспорт, оплачивать перевозку. То есть ко всем расходам, связанным с погребением, добавляются еще и эти. Дороги на кладбища во многих поселках Карелии нуждаются в ремонте. В интернете можно найти немало фотографий, когда люди везут своих усопших родственников на санях, на телегах, несут на руках. Машины к кладбищам проехать не могут.

«Местный морг иначе как сараем назвать нельзя. Его площадь составляет 2 на 4 метра, а тела умерших размещаются в хаотичном порядке на полу»,

— пишут в коллективном письме жители Кемского района.

 

Это действительно очень маленький вагончик или гараж, внутри жуткая антисанитария, судя по фотографиям, которые опубликовали депутаты заксобрания.

«Полный треш! В Кеми нельзя ни родить, ни умереть … XXI век».

«Вот так мы и живем. В мир иной по-людски не могут отправить, позор, нет слов. А по телеку у нас все хорошо»,

— пишут жители Кемского района.

 

В парламент уже не раз вносилась поправка в бюджет на 240 миллионов рублей – именно столько нужно на приобретение и установку шести модульных моргов. Но такое предложение раз за разом отклонялось – в бюджете на это не денег. К слову сказать, строительство новых зданий обошлось бы казне на порядок дороже, так что модульные морги – это оптимальное решение. Группа депутатов, обеспокоенная такой позорной проблемой, писала и премьер-министру правительства Карелии Александру Чепику. Судя по ответу, никакой срочности и высокой социальной значимости в этом вопросе правительство Карелии не видит.

«Вопрос поэтапного финансирования строительства и реконструкции патологоанатомических отделений будет рассмотрен по итогам исполнения бюджета Республики Карелия на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов»,

— говорится в ответном письме Александра Чепика.

То есть правительство обещает только подумать о решении проблемы в 2027 году?..

 

В поселке Сосновый Лоухского района дорога на кладбище разбита. Вся она составляет семь километров, но три-четыре из них – совсем непроходимы. Местные жители проводили субботники, расчищали дорогу от сухостоя, но очевидно, что это проблему не решает. Дорогу нужно ремонтировать.

Чтобы понимать, сколько стоит ремонт дороги, администрация Кестеньгского поселения (поселок Сосновый входит в него) начала работу по оформлению собственности на дорогу. Отправили запрос в Лоухское лесничество — получили отказ. Обратились к кадастровому инженеру, чтобы подготовить проект межевого плана — получили отказ. Выяснилось, что на землях лесного фонда нельзя проводить такого рода работы.

 

Минприроды Карелии разъяснило, что нужно оформлять на данный лесной участок особого вида право: либо аренда, либо постоянное (бессрочное) пользование. Однако органы местного самоуправления не могут сами оформить такое право, от лица администрации может выступить только государственное, муниципальное или казенное предприятие. В администрации Кестеньгского поселения есть только МБУ «Дом культуры», которое не подходит для таких целей.

Минприроды предложило, чтобы администрация Лоухского района поискала такое учреждение у себя. В любом случае потребуются средства на межевание, оформление документов, а у Кестеньгского сельского поселения на это денег нет. Направили письмо в Министерство национальной и региональной политики Карелии, но ответа не получили. То есть ко всем проблемам добавляется еще и бюрократия, и путанность российских законов.

«Не просто убитая дорога, а ее нет. Весной уровень воды на дороге выше колес машины».

«Решайте, наконец, этот вопрос! Для людей не важно, кому что принадлежит. Если на районном уровне не решается, то надо на республиканском. В начале 50-х годов начали хоронить, наш дедушка похоронен в числе первых. И за это время ни разу власти не обращали внимания на дорогу!»,

— пишут жители поселка Сосновый.

Проблема моргов, состояние кладбищ, дорог к ним – очень непростая проблема в Карелии. А ведь сейчас в каждом районе республики есть погибшие на СВО. У нас громко говорят о патриотизме, о поддержке семей тех, кто отдал жизнь за Отечество, а на деле – даже проститься с ними достойно не могут.

В минздраве Карелии подчеркивают, что ремонт и строительство моргов не предусмотрены федеральными и региональными целевыми программами. При этом заверяют, что проводят работу с минздравом и правительством России – решают вопрос выделения финансирования на эти цели. // Фото: Инна Болучевская, Андрей Монастыршин. 

Загрузка ...