Почему отремонтированные дороги не выдержали первой же зимы
Текст и фото: Алина Гапеева
После таяния снега на дороге Гонганалица–Крошнозеро обнажились огромные трещины в новеньком асфальте. И это далеко не первый случай, когда новое дорожное полотно в Карелии, как говорится, трещит по швам. Жители республики в соцсетях делятся фотографиями дорог, которые не смогли пережить зиму, и среди них отремонтированные в минувшем году. Фото разлома шириной в несколько сантиметров на дороге, ведущей в Суйсарь, опубликовали в сообществе «Заозерье Прионежья». На снимках видна трещина, которая тянется на несколько метров.
Дачники из Пиньгубы тоже не промолчали. Дорогу к их участкам отремонтировали три года назад, но уже после первой зимы на ней появились трещины, и после каждой последующей их становится все больше и больше.
Треснул асфальт на дороге в сторону Вознесенья.
«Дорога года не отстояла»,
— сетует автор ролика, опубликованного в паблике «ДТП Петрозаводска и Карелии».
В этом же паблике появились фотографии нового, но не пережившего зиму дорожного полотна по пути к дачам в «Лучевом-1» в Кондопожском районе. Вообще-то эту дорогу должны были сдать только летом 2024 года, но работы завершили раньше срока, в ноябре прошлого. И руководство республики, и дорожники были очень довольны. Дачники радовались теоретически, поскольку в ноябре они обитали в основном в Петрозаводске, а вот с оттепелью потянулись на свои фазенды. И тут отремонтированная досрочно дорога их не порадовала.
«Трещины, еще и поперечные, и продольные, но не по середине дороги, как на фото, а по сторонам движения. И еще на этих шести километрах дороги — 4 или 5 провалов уже, грунт просел»,
— рассказал петрозаводчанин Антон Обухович.
В общем, отчитались — веселились, снег растаял — прослезились…
Всего пять месяцев назад был уложен асфальт на дороге к деревне Нижняя Салма в Пряжинском районе, и она покрылась трещинами.
«Эта дорога отворачивает от федеральной трассы А-121 и идет через пять деревень: Савиново, Каскессельга, Ламбисельга, Гутсельга и Салменица. Была в очень плохом состоянии. Теперь другое дело — новый асфальт. Новая разметка. По сути, новая дорога, которая соответствует современным нормативам»,
— написал в октябре глава Карелии Артур Парфенчиков.
Видимо, всем требованиям и нормативам соответствовала и треснувшая вдоль полотна автодорога Гонганалица–Крошнозеро. Она связывает федеральную дорогу А-121 «Сортавала» и старинную деревню.
Ее ремонт был закончен осенью прошлого года. Общая протяженность отремонтированного участка 9,5 километра. Работы на нем были проведены в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги». Но прошла зима, и трасса оказалась и некачественной, и не вполне безопасной.
«Дорога не выдержала проверку морозом и снегом». Трасса дала глубокие и широкие трещины»,
— жалуются крошнозерцы.
На жалобу жителей Пряжинского района из Управтодора Карелии пришел ответ, в котором сказано, что «при наступлении благоприятных погодных условий будет назначена комиссия, где будет сформирован акт осмотра с дефектами и передан подрядной организации для устранения всех замечаний в рамках гарантийных обязательств».
Еще одним поводом создать комиссию послужат нарекания в адрес другой дороги, на которую были потрачены 40 миллионов рублей. Она соединяет Крошнозеро и Эссойлу. Карельские дорожники отремонтировали трассу тоже по проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Специалисты заменили водопропускные трубы и восстановили дорожное полотно длиной 20 километров. На трассе Крошнозеро–Эссойла оборудовали автоматический пункт весогабаритного контроля.
В феврале-марте долгожданная, можно сказать, вымоленная со слезами дорога Крошнозеро—Эссойла «поплыла».
«Вместе со снегом сходят придорожные обочины, и потихоньку расплывается асфальт. В придорожном полотне появляются ямины, а местами даже огромные трещины. К тому же разбивают трассу лесовозы, а нам другую дорогу не построят»,
— возмущается народ.
На лесовозы, груженные по макушку, люди жалуются не напрасно. Участники дорожного движения утверждают, что водители грузовых машин обманывают автоматические весы. Чтобы не заработать штраф за перегруз, дальнобойщики применяют некоторые хитрости, например, тормозят перед весами до скорости пешехода. Согласно 191-му приказу Минтранса, штраф можно наложить, если скорость перегруженной машины равна или превышает 20 км/ч.
Есть у водителей лесовозов еще один способ уйти от ответственности — закрыть номер тряпочкой, в таком случае камера не определит собственника автомобиля.
Вот так из-за перегруженных лесовозов на дорогах образуется колейность, разбиваются обочины, появляются широкие трещины. И виновных не найти…
Правда, специалисты Управления автодорог Карелии совместно с главой Пряжинского района Дмитрием Буевичем провели осмотр дорог на предмет дефектов: наличие трещин, колейности, просадок, размывов обочин, а также отметили состояние дорожных знаков и ограждений. Составлен акт обследования, где зафиксировано состояние дорог.
Жители Пряжинского района надеются, что в этом документе зафиксированы и дефекты дорожного полотна у деревни Нижняя Салма. Когда в нынешнем феврале лопнул асфальт на этой дороге, они обратились в республиканский Управтодор с вопросами, почему трещит асфальт на только что отремонтированной трассе, и можно ли оперативно ее отремонтировать? И получили ответ:
«В рамках работ по ремонту автодороги подрядной организацией не осуществлялись работы по замене конструктивных элементов земляного полотна и дорожной одежды, так как это не предусмотрено классификацией дорожных работ. Данный вид работ относится к работам по капитальному ремонту и, соответственно, требует значительно больших финансовых затрат, чем работы по ремонту. Критерием нацпроекта «Безопасные качественные дороги» является продольная ровность покрытия, что было обеспечено посредством выполнения работ по ремонту покрытия автодороги. Вследствие природно-климатических факторов основание земляного полотна имеет свойство сдвига структурных слоев автодороги, что и привело к образованию трещин верхнего слоя покрытия. В мае текущего года КУ РК «Управтодор РК» будет произведен весенний осмотр автодороги, по результатам которого будет принято решение об устранении выявленных недостатков в рамках гарантийных обязательств».
Между тем, как сообщил Следком России, глава ведомства поручил провести проверку по информации о некачественном ремонте автомобильной дороги в Карелии. Председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин поручил руководителю СУ СК России по Республике Карелия Евгению Швецу провести процессуальную проверку и представить доклад о ее предварительных и окончательных результатах, сообщает Следком России.
Исполнение поручения, а также ход процессуальной проверки поставлены на контроль в центральном аппарате ведомства.
Водители же просят проверить еще дорогу Шуйская—Марциальные Воды—Верховье—Чална-1…
Десятки миллионов рублей надо потратить, чтобы в течение нескольких месяцев сохранялась «продольная ровность» нескольких километров. Вот такие у нас требования и нормативы. А что? Деньги-то не свои… Это же налоги, которые мы платим…