В Кеми кризис власти, и глубоководного порта не будет

Из-за непродуманных решений правительства Карелии региональный бюджет может понести огромные убытки

Текст, фото: Елена Малишевская

Совет депутатов городского поселения Кеми развалился: заявления о сложении полномочий написали семь депутатов из пятнадцати. Осталось меньше двух третей, а это значит, что все принятые в таком составе решения органа местного самоуправления нелегитимны. Любые голосования за поправки в бюджет на ближайших сессиях при желании можно будет оспорить. Надежда на пополнение местного бюджета и на прорыв в экономике Кеми, как и городской совет депутатов, тает на глазах. Один из самых грандиозных проектов последнего времени — строительство глубоководного порта — похоже, превратился в пшик. 

Нынешний совет депутатов в Кеми был избран три года назад, и первые полтора года все было более-менее успешно и продуктивно. Потом небольшие противоречия с исполнительной властью и внутри совета стали перерастать в большой конфликт. Не находили компромисных решений ни по поводу уборки улиц от снега, ни по поводу сноса опасных сараев, на который требовались деньги из бюджета.

«Председатель совета Ольга Лепехина — принципиальный человек, она привыкла все доводить до конца. Конечно, это не нравилось администрации Кеми. В прошлом году мы пришли на прием к мэру города, а нас даже не приняли. Группу депутатов не приняли! Можете себе представить?», 

— рассказали нам депутаты, написавшие заявления о выходе из совета.

 

В декабре 2024 года пятеро депутатов Кемского совета написали заявления о сложении полномочий. В январе нынешнего года к ним присоединились еще двое, в том числе и председатель совета Ольга Лепехина. Все семеро — либо самовыдвиженцы, либо члены партии «Справедливая Россия». Оставшиеся в совете единороссы называют их «саботажниками». Бюджет Кеми приняли с большим трудом. А дыр в нем, как говорят депутаты, латать не перелатать.

 

Большие надежды на пополнение бюджета жители Кемского района связывали со строительством глубоководного порта. Еще в 2014 году глава республики Александр Худилайнен заявил об этом мощном проекте: по оценке экспертов, после проведения работ глубина в порту может достичь 25 метров, и это позволило бы принимать суда любого класса. Предполагалось, что через Кемь будут перевозить уголь, нефтепродукты, пиломатериалы – как на экспорт, так и на импорт. 

Проект тогда не был реализован, но в правительстве Карелии о нем не забыли. В 2020 году началась судебная тяжба, потому что земельный участок, на котором находится порт в Кеми, оказался в частных руках – земля была взята в долгосрочную аренду предпринимателем Александром Миховичем. Министерство имущественных и земельных отношений республики приняло решение об изъятии земельного участка и 42 объектов, расположенных на нем. Арендатору предложили 66,9 млн рублей, он с такой суммой не согласился, в ответ предоставил отчет о рыночной оценке участка на сумму 532,3 млн рублей. Было множество судебных заседаний, экспертиз, в итоге суд постановил: правительство должно выплатить частнику 193,5 млн рублей.

 

Деньги на счет предпринимателя должны были поступить в срок до 29 декабря 2023 года — в течение 45 рабочих дней после вступления в силу решения суда. Не поступили до сих пор. Вместо того чтобы выплатить бизнесмену 193,5 млн рублей, Министерство имущественных и земельных отношений пошло на очередной круг судебных заседаний — сначала хотело отсрочку платежа, а потом и вовсе стало добиваться отмены решения. Министр Сергей Седлецкий объяснил такое поведение в письме — в ответ на запрос депутата Заксобрания Андрея Монастыршина. 

«В 2024 году было выявлено изменение технического состояния объектов недвижимости. Кроме того, объект «Строительство морского глубоководного грузопассажирского порта «Кемь» был исключен из перечня мероприятий по развитию Соловецкого архипелага, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 5 февраля 2016 года».

 

То есть сначала правительство хотело строить глубоководный порт в Кеми, потом передумало. Но в суде такую смену настроения в расчет не принимают. Арбитражный суд Карелии 6 февраля постановил, что  Министерство имущественных и земельных отношений должно выплатить Михновичу дополнительно 10 миллионов рублей, а еще теперь будет «капать» приличная сумма за каждый день просрочки платежа. 

«Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия за счет средств казны Республики Карелия, а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств с Республики Карелия в лице Правительства Республики Карелия в пользу индивидуального предпринимателя Миховича Александра Ивановича 10 000 000 руб. — проценты за пользование чужими денежными средствами по состоянию на 06.02.2025, проценты за пользование чужими денежными средствами, в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации на сумму основного долга в размере 193 531 020 руб., начиная с 07.02.2025 и до даты фактического исполнения обязательств, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 39 921 рублей», 

— говорится в резолютивной части решения Арбитражного суда Карелии.

 

Учитывая нынешнюю ключевую ставку Банка России — 21 процент, ежедневно портовое имущество Михновича будет дорожать на 111 346 рублей. Больше миллиона — каждые десять дней. А еще 193 с половиной миллиона основного долга. А ведь это наши с вами деньги! Сколько водоразборных колонок можно было бы отремонтировать в Кеми на эти деньги, сколько дорог заасфальтировать…

Глубоководный порт — пример того, как чиновники сначала делают, потом думают. Сначала ввязываются в сомнительный процесс под вывеской грандиозного проекта, потом начинают считать и чесать затылки. Оплачиваем все эти эксперименты мы — налогоплательщики.

Загрузка ...