Как судебные решения о тарифах отразятся на кошельках граждан?
Текст и фото: Антонина Кябелева
В январе 2024 года Верховный суд Республики Карелия принял два принципиальных решения, которые касаются тарифов на теплоснабжение, установленных для населения.
Первое было вынесено 16 января и касалось тарифов, установленных для населения в Лахденпохском, Олонецком, Питкярантском и Сортавальском районах, где теплоснабжающей организацией является ООО «Петербургтеплоэнерго». Второе решение было вынесено 30 января. Оно коснулось жителей тех населенных пунктов и районов, в которых теплоснабжением занимает государственное предприятия ГУП РК «КарелКоммунЭнерго».
Главной проблемой, заставившей граждан подать иски в суд, стала огромная разница в тарифах на тепло, которые действуют в разных городах и поселках Карелии.
К примеру, в 2023 году жители Лахденпохьи и Олонца платили за тепло из расчета 4045,42 рубля за Гкал, в Питкяранте был установлен тариф 2930,21 рубля, в Коткозере и Мегреге – 3552,52 рубля, в Ильинском – 2536,33 рубля.
Теплоснабжением данных населенных пунктов занимается ООО «Петербургтеплоэнерго». Там, где дома отапливает госпредприятие «КарелКоммунЭнерго», ситуация в прошлом году мало чем отличалась: в Калевале тариф составил 4015,24 рубля за Гкал, в Вешкелице – 3666,75 рубля, в Сегеже – 3137,74 рубля, в Лахколампи – 2584,31 рубля.
Странности тарифной политики заставили граждан обратиться в суд. Истцы попытались оспорить постановления Госкомитета по ценам и тарифам РК, где были установлены тарифы на тепловую энергию для ООО «Петербургтеплоэнерго» и ГУП РК «КарелКоммунЭнерго». Интересы истцов представлял Глеб Суржко, который в прошлом возглавлял республиканский госкомитет по ценам и тарифам.
Как объяснил Глеб Суржко, в суде пытались выяснить, почему возникла столь заметная разница в тарифах, и насколько сами тарифы экономически обоснованны. По мнению Суржко, тарифы, образно говоря, были взяты «с потолка». Во всяком случае в суде представитель госкомитета не смог представить доказательства экономической обоснованности тарифов. Речь шла только о том, что тарифы ежегодно индексировались.
В решении Верховного суда РК, в котором речь идет о тарифах, установленных для компании «Петербургтеплоэнерго», прямо сказано, что «ответчиком не представлены доказательства тому, что индексация была проведена им не к произвольно установленному тарифу, а к экономически обоснованному».
По оценке Суржко, нынешняя практика установления тарифов является непрозрачной, противоречит действующему федеральному законодательству, а также изобилует явными перекосами, когда тарифы на тепло для населения в городах и поселках Карелии существенно различаются.
Верховный суд РК признал недействующими постановления госкомитета, установившие на 2023 год тарифы для населения на тепловую электроэнергию для ООО «Петербургтеплоэнерго» и ГУП РК «КарелКоммунЭнерго». В части отмены постановлений, установивших тарифы для юридических лиц, суд отказал. Судебное решение может быть оспорено.
Но представим, что судебные решения, вынесенные Верховным судом Карелии, вступят в законную силу. Тогда возникает вопрос: как это может отразиться на гражданах, которые уже заплатили за тепло по тарифам, экономическая обоснованность которых вызывает серьезные сомнения, а сами тарифы фактически признаны недействующими?
Глеб Суржко считает, что оптимальный вариант выхода из данной ситуации – это установление в Карелии льготного тарифа на теплоснабжение для населения. В Законодательное собрание РК уже поступил законопроект, где предлагается для населения установить льготный тариф в размере 3 500 рубля за Гкал.
Понятно, что для граждан, проживающих в населенных пунктах, где тариф сегодня выше данной планки, это выгодно. Но как отразится этот закон, если он будет принят, на кошельках тех граждан, кто за тепло платит менее 3500 рубля за Гкал?
Суржко заметил, что каждый год для регионов устанавливается предельный индекс повышения тарифов, за который нельзя переходить. Другими словам, для тех, у кого тариф значительно ниже установленной законом планки, он поднимется, но в рамках предельного индекса, а там, где тариф был завышенный, он, напротив, снизится. Постепенно, в течение двух-трех лет, тарифы на теплоэнергию для жителей разных городов и поселков республики удастся выровнять. Глеб Суржко считает, что это единственный разумный выход из непростой тарифной коллизии, которая регулярно вызывает жалобы граждан на слишком дорогое тепло.