Джили Тугелла – среднеразмерный кроссовер. В самом Китае он продается как Geely Xingyue. Tugella – название для российского рынка. Сборка производится на белорусском предприятии «БелДжи».
Автомобиль оснащается двумя вариантами 4-цилиндрового турбированного двигателя мощностью 200 или 238 л.с. Все автомобили, продающиеся в России, оснащены 8-ступенчатой АКПП и системой полного привода.
Особенности полного привода Geely Tugella
За подключение заднего моста отвечает муфта Borg Warner. Фактически это китайский клон муфты Халдекс 5-го поколения. Муфта полностью автоматическая.
В обычных условиях движения в автомобиле работает только передняя ось. При необходимости муфта подключается, руководствуясь сигналами блока управления, и передает крутящий момент на заднюю ось в соотношении до 50:50, когда крутящий момент поровну распределяется между осями. Передать больше 50% на заднюю ось нельзя. Блокировка муфты происходит в зависимости от того, в какой степени пробуксовывают колеса.
Управление
Никаких рычагов или кнопок управления узлом не предусматривается. Но водитель может на экране управления выбрать режим движения «Глубокий снег» или «Бездорожье». На них подключается задний мост.
Но подключение может происходить полностью автоматически в любом режиме, когда это требуется для улучшения управляемость (например, по сигналу от систем ABS и ESP) или проходимости. Точно также происходит автоматическое отключение, даже, если движение идет в режиме «Бездорожье».
Отметим, что наличие полного привода не делает Тугеллу внедорожником. Этот кроссовер, скорее, вседорожник. Полный привод – механизм вспомогательный, помогающий:
- выехать из неглубокой грязи;
- удержаться на скользкой поверхности;
- преодолеть крутой подъем или спуск;
- проехать по грунтовке или разбитой дороге и т.п.
Для преодоления настоящего бездорожья с глубокой грязью нужен автомобиль с механически подключаемым полным приводом, а не муфта-автомат.
Устройство муфты
Муфта представляет собой узел с несколькими дисками сцепления. При включении электрического масляного насоса происходит смыкание дисков сцепления и подключение заднего моста. Быстрое размыкание обеспечивает электромагнитный клапан, который мгновенно сбрасывает давление, например, по сигналу от систем ABS и ESP.
Возможные неисправности
Муфта отличается надежностью и высокой прочностью. Даже при попытке проехать через глубокую грязь и перегреве узла, он просто автоматически отключается до остывания, поэтому сломать муфту сложно.
Большинство неисправностей связано с несвоевременным обслуживанием, либо с механическим повреждением. К основным неисправностям можно отнести:
- разгерметизация корпуса с утечкой масла;
- потеря маслом эксплуатационных свойств;
- загрязнение электронасоса;
- поломка блока управления или соленоида;
- выдача ошибки на приборной панели;
- износ щеток и подшипников электронасоса;
- перегрев обмотки насоса.
При выходе узла из строя работа полного привода становится невозможна. Починка самостоятельно узла невозможна – нужен опыт обращения с Хардекс.
Обслуживание
В руководстве пользователя Джили Тугелла отсутствуют сведения об обслуживании муфты. Возможно, что это связано с тем, что в самом Китае узел подключается очень редко, что позволяет эксплуатировать узел длительное время.
В условиях России полный привод используется достаточно часто при движении по снегу, льду, грунтовым и разбитым дорогам и т.п.
Проблема также в том, что на Хардекс 5-го поколения отсутствует масляный фильтр, из-за чего сгустки старого масла забивают электронасос. В этом случае его ресурс составит порядка 80-100 тыс. км пробега, после чего муфта выйдет из строя.
Рекомендуется каждые 40 тыс. км полностью менять масло в узле. Также обязательно необходимо снимать насос и очищать внутри от имеющейся грязи, промывать масляный канал. Грязь в основном представляет собой продукты выработки фрикционов. Желательно также сменить уплотнительные резиновые кольца, чтобы масло потом не подтекало.
Используется масло G055175A2. Продается оно в бутылках по 1 л. Аналоги:
- VAG G060175A2;
- Volvo 31367940;
- Volvo 31325136;
- RAVENOL 1211140001;
- VAG G052175A1.
Также при обслуживании нужно проверить состояние щеток, подшипников, сальников и ламели (узла, по которому скользят щетки). В случае сильного износа их нужно будет заменить. Ремкомплекты можно найти в продаже.
Ресурс муфты зависит от частоты пользования ей, при регулярной замене масла она может прослужить столько же, сколько сам автомобиль. При регулярном обслуживании обычно проблем с выходом из строя компонентов не возникает.
Заключение
Система включения полного привода на Джили Тугелла – полностью автоматическая и работает независимо от водителя, руководствуясь собственным блоком управления. Сознательно подключить задний мост можно при выборе режимов движения «Бездорожье» и «Глубокий снег».
Муфта подключения надежна, но нуждается в регулярной замене масла примерно через 40 000 км пробега. Одновременно нужно снимать и чистить электрический насос от продуктов выработки фрикционных дисков.