Пострадавшие в катастрофе на ББК надеются на компенсации ущерба от государства
Текст: Елена Малишевская
Настоящими героями 29 июля оказались Игорь Выкайн и Юрий Петров. Рано утром, когда произошел прорыв временной дамбы между 10 и 11 шлюзами Беломорско-Балтийского канала, они не только выжили сами, но и спасли других людей. Страшные подробности того дня и удивительные истории спасения — в нашем материале.
Житель Сегежи Игорь Выкайн построил свой дом у воды в 2000 году. До города — 30 километров, до дамбы метров 300-500, не больше. Деревня Шавань — живописное место. В загородном доме Игоря очень любили собираться его родственники и друзья. Это был даже не дом, а целая усадьба: с баней, хозпостройками, небольшим бассейном в скале. И ощущения опасности у хозяев усадьбы никогда не было — дом стоял на пригорке.
Правда в мае этого года один эксперт (Игорь отказывается называть его имя и должность) предупредил: «Не отпускай детей на нижнюю площадку, может быть прорыв дамбы, и вода поднимется на 3-5 метров». То есть о том, что в строительстве есть слабые места, знали. Но даже «эксперты» не могли предугадать, что катастрофа будет такого масштаба.
Накануне, 28 июля в этом доме у Игоря гостили дочь от первого брака и внучка. Они вместе с женой Игоря Ольгой уехали буквально за несколько часов до трагедии. Как говорится, Бог уберег: внучка маленькая, а старшая дочь беременна. Но дом редко пустовал: одни гости уехали, а другие приехали — на этот раз друзья из Санкт-Петербурга.
Отметили встречу, потом долго не спали, улеглись только в три часа ночи: на первом этаже Игорь, его 17-летняя дочь Алика, на втором — пара питерских друзей и 14-летний сын Клим. В 6:20 хозяин дома проснулся от шума.
«Я сначала не понял, что шумит. Встал, выглянул в окно и осознал, что проблема серьезная — вода уже была под окном. Сразу разбудил дочь, потом побежал на второй этаж будить остальных»,
— рассказывает Игорь Выкайн.
Еще какие-то пару минут Игорь оценивал ситуацию — была маленькая надежда, что сила волны ослабеет, и уровень воды начнет падать. Но это было настоящее цунами — тысячи тонн воды неслись стремительным потоком, железного моста уже не было видно.
Гости из Санкт-Петербурга быстро проснулись и даже успели собрать ценные вещи. Игорь велел всем спускаться на первый этаж и приготовиться выходить из дома. Сын прибежал, а вот друзья замешкались на лестнице. За считанные минуты снесло баню, она ударила в дом, который затрясся. Выдавило стеклопакет, вода хлынула на первый этаж. Питерским друзьям показалось, что они не успеют выйти в коридор, воды почти по грудь, они вернулись на второй этаж, сели на кровать, решив: будь что будет.
«Я очень переживал за них, они не приспособлены к выживанию в экстремальных условиях. Но мои друзья оказались фартовыми: когда дом уже стало разносить в щепки, им удалось забраться на крышу. Так они на этой крыше и плавали, но недолго — слава богу, зацепило за берег. На суше, целыми и невредимыми они оказались гораздо раньше нас»,
— рассказывает Игорь.
Сам хозяин дома и его двое несовершеннолетних детей шагнули в водоворот, договорившись, что будут держаться вместе. Волной их моментально разнесло на три метра друг от друга. Какое-то время посидели на деревянном щите — это были остатки бани. Потом стало понятно, что надо стараться плыть по центру водного потока — если их понесет по деревне, где острые железные заборы и много чего еще, остаться в живых мало шансов.
«Часа три мы в общей сложности провели в воде. Было очень тяжело. Кричал детям: «Хватайтесь за что угодно!». В воде на большой скорости летели остатки домов, кровати, холодильники. Сам несколько раз уходил под воду, не хватало воздуха. Промелькнула мысль: «Неужели я вижу детей последний раз?». Продолжал бороться за жизнь»,
— вспоминает Игорь.
Силы уже кончались, когда вдалеке они увидели катер — спасать людей вышел Юрий Петров. Капитан подобрал Игоря и Алику, 14-летнего Клима они к тому времени из виду потеряли. Юрий собщил, что топливо в катере заканчивается, нужно возвращаться на шлюз и пересаживаться на большое судно «Грач».
Игорь и Юрий добрались до шлюза, передали Алику на попечение его сотрудников, а сами отправились искать тех, кто нуждался в помощи. С ними на корабле пошли еще пять-шесть крепких парней. Удивительна история капитана Юрия Петрова: когда прорвало дамбу, он побежал к маленькому катеру, отправив жену в поселок за ключами. Супруга долго не возвращалась. Юрий, понимая, что счет идет на минуты, разбил стекло и завел катер без ключей. Так вот первой, кого спасли из воды, подняв на борт «Грача», была жена Юрия. Когда она бежала за ключами, ее смыло волной.
«Когда мы с детьми были еще в воде, видели нашего соседа. Кричу ему: «Алексеич, ты как?». Отвечает «Ничего, плаваю». Хотя я понимал, что ему труднее всех — тучный и уже за семьдесят»,
— рассказывает Игорь.
Игорь и Юрий спасли Алексеича, сейчас врачи в больнице продолжают бороться за его жизнь. На корабле ему стало плохо с сердцем, да и морально тяжело — в этой катастрофе погибла его жена.
«Мы видели в воде труп экскаваторщика, который погиб в первые же минуты. Но приняли решение: сначала спасаем живых».
Больше всего сердце Игоря болело за Клима — ребенка нигде не было видно. Отец кричал изо всех сил. Вдруг где-то издалека ему послышались слабые звуки. Катер пошел на это «мяуканье». Позже уже Клим рассказал, что какое-то время держался за плавающую кровать, но увидел лодку — крепкую, с высокими бортами, что-то вроде марки «Прогресс». Прыгнул в воду, доплыл до нее. Несмотря на солнечный день и теплую воду, мальчика трясло от озноба. Он накрылся лежащим в лодке брезентовым плащом и уснул.
«Несколько лет мы уговаривали Клима заняться плаванием, отказывался. Только два года назад согласился, записали в секцию. После этой трагедии он написал своему тренеру: «Спасибо, что научили меня плавать»,
— с гордостью рассказывает Игорь .
После спасения нескольких человек, уже на берегу Игорь Выкайн еще два часа бегал по поселку — искал тех, кому нужна помощь. А когда присел, понял, что встать самостоятельно уже не может. У него серьезно повреждены ноги, передвигается с помощью костылей. На одной ноге пошло осложнение — инфицирована мышца, понадобилась операция.
Дети пока в больнице, у них тоже раны на ногах. Жена Игоря Ольга рассказала, что Алику и Клима поместили в одну палату, уход за ними очень хороший, претензий к медикам вообще никаких, только благодарности. 29 июля, в день катастрофы психологическую помощь выжившим оказали прибывшие из Петрозаводска специалисты. Но для продолжения терапии Игорь и Ольга ищут хороших психологов.
Свои материальные потери Игорь и Ольга оценивают в 15 миллионов рублей — от усадьбы не осталось ничего, выстоял только бассейн, вырубленный в скале.
Только техники утонуло на 5 миллионов, включая новенький квадрацикл Клима — купили в июле, на нем он толком и не успел покататься.
Утонувший Land Cruiser Игоря достали самостоятельно — помогли ребята из Выгозерской Автолиги.
2 августа на место чрезвычайного происшествия выехали первый заместитель министра транспорта Российской Федерации Валентин Иванов, глава Карелии Артур Парфенчиков, представители транспортной прокуратуры СЗФО, местной администрации и подрядной организации, выполняющей реконструкцию гидросооружения в Сегежском округе. Участники выездного совещания встретились с местными жителями. Глава Карелии сообщил пострадавшим о выделении средств из регионального бюджета для оказания помощи. Семьям погибших будет единовременно выплачено по 1 миллиону рублей, гражданам, получившим вред здоровью – от 100 до 500 тысяч рублей в зависимости от тяжести вреда. Кроме этого предусмотрена единовременная материальная помощь в размере 15 тысяч рублей на человека, а также финансовая помощь за частично утраченное имущество первой необходимости 50 тысяч рублей, за полностью утраченное имущество первой необходимости – 100 тысяч рублей.
Истории Игоря Выкайна и Юрия Петрова вызывают гордость за наших земляков. Игорь всю жизнь занимался спортом — бокс, тренажерные залы. Крепкий, накачанный, настоящий мужчина. Скорейшего выздоровления ему и его детям! // Фото: Ольга Баннова, Игорь Выкайн, Сегежская ЦРБ.