Одни люди «обнуляют» значение СССР сознательно, другие, следуя сложившемуся тренду, делают это по незнанию. Всего тех, кто дискредитирует Советский Союз сознательно, существует три категории.
Первая категория – это профессиональные «контрреволюционеры», которые, как они сами утверждают, всю жизнь боролись с коммунистами ради «свободы». Это по-настоящему идейные «борцы», которые приложили много усилий для развала СССР, в том числе ради собственного обогащения и комфорта.
Они не скрывают своих взглядов, ни в отношении Советского Союза, ни в отношении народа, а свою текущую задачу они видят в сохранении прочности и стабильности обретённого высокого положения, для решения которой привлекают и используют уже других людей, составляющих вторую категорию «не любителей» СССР.
Люди из второй категории «отрабатывают» антисоветскую повестку не из-за идейных убеждений, а «по долгу службы», проще говоря – за «плюшки» от людей из первой категории.
Это касается «заточенного» на антисоветскую тему пула журналистов, «политологов», писателей, многие из которых умеют неплохо писать и хорошо говорить, плюс имеют достаточно большую и лояльную к ним аудиторию.
Этой аудиторией они умело манипулируют, и «перепрошивают» ей сознание, смешивая правду о Советском Союзе с откровенной неправдой, в итоге транслируя полуправду с выраженным акцентом на негатив.
И этот метод, надо сказать, отлично работает, если взглянуть на то, как новое молодое поколение с нескрываемой иронией и насмешливым пренебрежением отзывается об эпохе СССР, наслушавшись выступлений на ток-шоу публичных «ЛОМов» – лидеров общественного мнения.
Это отлично работает, потому что, как говорил Теодор Готлиб фон Гиппель (1741 — 1796) прусский государственный деятель, писатель и критик:
«Полуправда опаснее лжи; ложь легче распознать, чем полуправду, которая обычно маскируется, чтобы обманывать вдвойне».
За свою «работу» эти люди получают от влиятельных бенефициаров полный комплект «плюшек» – деньги, славу, почёт – постоянную прописку в теле- и радиоэфире, что обеспечивает их узнаваемость как «экспертов» и приносит приличные деньги, собственные передачи, должности и награды.
Есть ещё третья категория людей, сознательно негативно относящихся к СССР. Она не особо влияет на умы сограждан, разве что на умы своих родственников и друзей. Это самые обычные люди в возрасте и с опытом жизни в Стране Советов.
Они убеждены, что Советская власть их не оценила, что-то не дала, в чём-то ущемила, но молодость прошла, и теперь им только и остаётся, что жаловаться в соцсетях на то, каким плохим был Советский Союз. Возможно, что они и сами часто не верят в то, что продвигают, но тема затягивает. Каждый из нас регулярно сталкивается с такими людьми в Сети.
Что касается тех, кто не признаёт достоинств СССР по незнанию, то о них можно было бы вообще не упоминать, потому что их отношение к Союзу сформировано на основе информации, которую транслируют в информационное пространство три первые категории.
Сами они в СССР никогда не жили в силу возраста, сравнивать им не с чем, их мир и их «нормальность» – «рыночная» Россия.
Их научили потреблять, поэтому сама даже мысль о том, что люди могут жить совершенно иначе, не ставя перед собой цели «поднять» как можно больше денег, потребить как можно больше услуг и товаров, получить как можно больше комфорта и разных благ, им кажется абсурдной.
Все перечисленные выше три категории людей, сознательно отрицающих право на существование социалистической идеологии, служившей основой для Советского Союза, работают давно. Их состав и численность меняется, но не меняется их задача – не допустить, чтобы в общественное сознание вернулись прежние идеалы.
Как этого добиться? Это просто – их надо дискредитировать. Одним из самых эффективных способов, которым пользуются практически все противники СССР – это «размазывание» существовавших в нём в короткие периоды времени недостатков и проблем на весь период существования страны.
Когда у нас «заводят пластинку», например, о «репрессиях», у неподготовленного человека может сложиться картинка, что эти «репрессии» в СССР были всегда, все 70 лет его существования.
Когда говорят о «дефиците», то забывают добавить, что проблемы с дефицитом появились лишь в конце 70-х – начале 80-х годов ХХ века.
Как должен воспринимать такую информацию молодой и не очень подкованный в исторических вопросах человек? Особенно если об этом ему вещает авторитетный ЛОМ – лидер общественного мнения.
Перечислять все моменты из советской эпохи, которые сегодня откровенно искажены с целью её дискредитации, мы не будем. Каждый может назвать десятки таких моментов, одним из которых, конечно же, является «достоверная» информация про чуть ли не повальное недоедание советских людей из-за нехватки продуктов питания, что, конечно же, является неправдой.
Заметным примером такой неправды, которую превратили в правду по аналогии с «потёмкинскими деревнями», которых на самом деле не было, но в них все сегодня верят, стали «колбасные поезда». Это поезда, на которых граждане СССР якобы ездили за колбасой в Москву, потому что за её пределами колбасы не было.
Именно эти поезда вспомнил и использовал в своём комментарии наш читатель в качестве аргумента, упрекнув нас в том, что мы сказали неправду, когда написали в одной из публикаций, что при СССР 70-х годов в доме часто и помногу были апельсины из Марокко.
Комментарий, оставленный к статье «Наш ответ «Чемберлену» – тем, кто говорит о плохой еде в СССР и о её дефиците», включает в себя цитату из публикации, и аргумент про «колбасные электрички»:
«Марроканские апельсины с чёрным ромбиком на боку и надписью «марок», сколько они тогда были по цене, сейчас не вспомним, поскольку покупали родители, но в доме они почему-то бывали часто и помногу» – дальше читать не стал, про неплохую жизнь в столицах и дружбонародных республиках. А как же «колбасные поезда» до Москвы и Ленинграда?
Мы очень редко реагируем на подобные упрёки, но в этот раз решили ответить, и сказать, что тот самый дом, который упоминается в связи с апельсинами из Марокко, и город, в котором он находился, абсолютно никакого отношения к Москве, Ленинграду, или «столицам дружбонародных республик» не имеет.
И заметим, что даже в небольших городах большого Советского Союза, до той поры, пока его не начали «валить», было буквально всё. Во всяком случае, в плане продуктов питания. Дефицит, наличие которого глупо отрицать, и на который ссылается наш читатель, появится лишь в 80-х.
Но даже в период дефицита, мы слыхом не слыхивали ни про какие «колбасные поезда», а сам термин впервые услышали даже не в 90-е, а гораздо позже. Странно, правда? Может потому что их не существовало в природе, а придумали уже после разгрома всего советского?
Вот, например, одной из первых фотографий, которые выдаёт поиск по запросу «колбасные электрички», появляется вот эта. На ней кто-то заботливый, судя по шрифту и стилю, из одного очень крупного и известного СМИ, даже надпись соответствующую сделал, чтобы зритель не попутал чего.
Но приглядитесь к лицам пассажиров поезда. Похоже, что этот кадр сделан явно не в Москве, а в одной из союзных республик. Кстати, там никакого дефицита не было до самого 1991 года, если что. Плавали — знаем.
Можно предположить, что речь идёт об электричках, на которых жители подмосковного региона времён СССР периодически ездили в столицу за гостинцами и вкусняшками по причине того, что столица, как и положено, снабжалась лучше регионов, а билет на электричку стоил копейки?
Если было такое, то это совершенно рядовое явление, никак не относящееся, ни к апельсинам из Марокко, ни к нехватке еды в провинции. Но это явление вычленили и в искажённом виде подали в инфополе те, кому это было выгодно, чтобы приклеить «ярлык» дефицита 80-х на весь советский период. Вот и всё.
И последнее. На наш взгляд, сколько бы не клеймили и не обличали наше прошлое, настоящее от этого лучше точно не станет, а прошлое – хуже. Так зачем это делать?