За последние годы автолюбители в нашей стране стали более бережно относиться к своим машинам в связи с желанием продлить срок службы узлов и агрегатов. Если раньше информацию о периодичности обслуживания черпали исключительно из сервисных книжек, рекомендаций производителя и советов гаражных мастеров, то теперь множество тематических клубов и форумов в интернете переполнены рекомендациями на эту тему.
Как часто и когда менять масло, какую фирму лучше использовать и почему лучше лить 98 или 100 бензин вместо 92 в тот или иной двигатель.
Но даже своевременное обслуживание, замена масла раз в 5-6 тысяч километров, использование только «самого лучшего и дорогого» топлива с самых «именитых» заправок не даёт гарантию того, что двигатель прослужит долго и счастливо, будет ходить сотнями тысяч километров без поломок.
К сожалению, даже при таком бережном уходе моторы «ложатся» раньше срока и таких примеров в моей «коллекции» есть уже целый список. Нет, я не работаю в сервисе и не занимаюсь зарабатыванием денег на ремонте авто, но периодически ко мне с просьбами о диагностике заезжают знакомые и товарищи на своих машинах.
Одни из наиболее частых «гостей» и одновременно ярких примеров являются двигатели автомобилей vag-гпуппы. Ауди, Фольксвагены и Шкоды с TSI моторами в этом плане очень показательны.
Недавно один из таких двигателей мне как раз и попался в уже довольно плачевном состоянии, о чем владелец не догадывался. По его словам в мотор всегда заливалось исключительно дорогое импортное масло, меняли его не чаще, чем раз в 5000, изредка 6000 километров и использовали только 98 и 100 бензин.
О таких «тепличных» условиях любой двигатель может только «мечтать» — всегда свежее масло, никакого нагара и отложений в двигателе при таком уходе и быть не должно, ведь это действительно чаще рекомендуемого регламента. Все как советуют эксперты в области обслуживания подобных моторов.
Но на деле не все так радужно, как хотелось бы владельцу. На масложор двигателя он не жалуется, расход есть, но не критичный, все в «допусках», никаких 1-2 литров на тысячу километров (а такое тоже не редкость) мотор не потребляет. Цепь ГРМ менялась вовремя, пробег порядка 190 тысяч километров и все на первый взгляд здорово.
Однако замер давления масла этому двигателю с приличным пробегом просто необходим. Хозяин авто ссылался на пару раз мигающую лампу низкого давления масла, которая больше не беспокоила после замены датчика:«Да это просто глюк проводки, вряд ли что-то серьезное», — отнекивался владелец.
На холодную давление в порядке, около 2 бар на холостых, а вот на горячем моторе картина резко меняется с каждой минутой работы двигателя. Параллельно с прогревом, стрелка манометра падает все ниже и ниже — сначала 1.1 бара (это норма для данного мотора), затем единичка, еще спустя какое-то время 0.8-0.9 бара. И это уже явный сигнал неисправности мотора.
И тут достаточно будет поднять крышку ГБЦ, которая одновременно является и постелью распредвалов, чтобы увидеть, куда уходит то самое драгоценное давление. Пары трения будут покрыты задирами — шейки распредвалов, их постели и кронштейн опоры, на всем этом могут быть как малозначительные «протиры» и «риски», так и вполне ощутимые на ноготь царапины.
При этом мотор внутри будет идеально чистым — никаких отложений, лака и прочих следов езды на старом масле, меняют то его вовремя.
Дальше двигатель продолжит процесс саморазрушения до тех пор, пока давление не упадет до критической отметки, так можно доездиться и до заклинивания коленвала, что случается редко.
И даже при таких легких повреждениях владелец уже автоматически попадает на дорогой ремонт, состоящий из целого списка деталей, подлежащих замене:
балансирные валы (именно они первоочередной источник снижения давления в системе), вскрытие поддона и чистка маслоприемника, инспекция и замена маслонасоса при необходимости, и, само собой, ремонт в виде замены или восстановления поврежденных поверхностей в ГБЦ, которая чаще выливается в замену головки блока целиком в сборе с распредвалами.
Так в чем причина такого исхода при, казалось бы, идеальном уходе и обслуживании агрегата? Фактор тут далеко не один, этих первопричин несколько.
Самый главный источник проблем кроется в несвоевременном обслуживании раньше, то есть в то время, когда машина была еще у первого владельца. Здесь ты хоть сколько лей импортное и дорогое синтетическое масло за очень много денег спустя десятки и сотни тысяч пробега, — это уже заведомо бессмысленная трата денег на откровенно бесполезное занятие, по одной простой причине: неизвестно что лил первый владелец и совершенно непонятно как часто он «это» менял.
Не исключено, что масло менялось по какому-нибудь европейскому регламенту раз в 15-20 тысяч километров, за которые в наших условиях эксплуатации и с нашим же качеством ГСМ мотор уже начал свое планомерное разрушение.
К сожалению, такое отношение к новым автомобилям у нас повсеместно. Пока машина на гарантии, ее можно, не жалея, использовать «и в хвост и в гриву», после 3-5 или какой-нибудь 10-й владелец будет разбираться, что чаще всего и случается с хозяевами данных авто.
Еще одна явная причина подобного исхода — попросту плохое качество обслуживания «криворукими» горе-мастерами, которое вышеописанного двигателя коснулось не раз. У двигателя имеются подтеки масла из-под «самодельных» прокладок из наляпанного всюду герметика. Что там творится в поддоне при таком раскладе — одна большая загадка, скорее всего смесь кусков затвердевшего герметика с дорогим импортным маслом.
Обломанные болты, плохо протянутый или вовсе потерянный и отсутствующий крепеж — это в порядке вещей. Причем таким качеством сервиса грешат именитые СТО, специализирующиеся на ремонте именно этих автомобилей.
Есть и еще одна причина, которая имеет отношение уже непосредственно к самому владельцу. Желание ездить на своем авто, как на спорткаре, стартуя с каждого светофора так, чтобы запомнили все, явно не добавляет ресурса и надежности агрегату.
Добавим сюда всевозможные «стейджи», чип-тюнинг и прочие доработки, направленные на увеличение мощности и отдачи мотора и получаем совершенно «отжатый» мотор еще до 150-200 тысяч километров пробега.
Хотя в других реалиях данный мотор может выходить и 250, и 300 тысяч километров, что считается адекватным показателем для данного типа двигателя.
Как подтверждение этому факту, и в противовес всему вышесказанному, должен рассказать и о другой «стороне медали». Такой же автомобиль, ровно с таким же мотором мне встречался с пробегом в 360 тысяч километров.
На мой вопрос о том, сколько моторов успел поменять владелец, хозяин авто удивился и сказал, что весь пробег машина преодолела на родном движке, лишь замена ГРМ и масла раз в 8-10 тысяч.
Что удивило меня еще больше — авто заправляется исключительно 92-м бензином. Это абсолютный шок для тех, кто разбирается в этой теме и советует лить не меньше 98-го в бак машины TSI мотором.
Секрета тут нет, просто подход к владению данным автомобилем изначально был качественным — относительно спокойная езда, самый обычный, я бы даже сказал «стандартный» уход за машиной, которая за 15 лет не сменила под десяток владельцев, и неиспорченный криворуким обслуживанием агрегат будет исправно ходить сотнями тысяч километров.
Все вышеописанное касается не только каких-то конкретный моделей VW и Audi, но абсолютно всех других марок машин. Народные «умельцы» умудряются укатать даже простые «Жигули» до состояния полной непригодности к использованию буквально за пару-тройку лет со словами: «Да что ей будет, это же наша, простая, ломаться нечему».
К сожалению, предел надежности есть у всей техники вне зависимости от года и страны производства. Но в этом случае напрашивается всего один совет — не имеет никакого смысла брать откатавший свое автомобиль после целого списка владельцев, да еще и такой технически сложный, как тот же VW с TSI мотором.
Никакого чуда не произойдет, если до вас 15 лет за машиной никто не следил, а тут появились вы, готовые лить только качественное масло и топливо в надежде на «исцеление» агрегатов, а ресурс, который давным давно закончился, уже никак вернется и уж тем более не увеличится.
Что вы думаете по поводу замены масла раз в 5 тыс. км и заправки авто исключительно дорогим 100-м бензином? Видите ли вы смычл в таких процедурах при обычном «гражданском» использовании машины для повседневной езды.
Делитесь своими размышлениями на эту тему в комментариях, будет интересно почитать, какие мысли есть у вас.