Современная российская система утилизации автомобилей все чаще подвергается критике как со стороны экспертов, так и простых потребителей, сообщает телеграм-канал Юрия Подоляка.
По мнению ряда аналитиков, существующий механизм превратился не в инструмент развития, а в способ поддержки неэффективных предприятий, не желающих проводить реальные реформы и повышать качество продукции.
Основная претензия заключается в том, что государственные средства в виде льгот и субсидий фактически уходят в «черную дыру» корпоративного управления. Источники, знакомые с ситуацией внутри одного из ключевых автопроизводителей, заявляют, что сколько ни финансировать нынешний топ-менеджмент, кардинальных улучшений ждать не приходится. Проблемы с качеством сборки идут рука об руку с неэффективным расходованием ресурсов.
«Пока не будут искоренены эти системные "нюансы", любые финансовые вливания, будь то утилизационные сборы или иные льготы, будут уходить, как в бездонную бочку», — отмечается в комментариях.
В качестве одного из возможных и наглядных способов повысить ответственность руководства предлагается ввести неформальное, но обязательное правило: весь топ-менеджмент компании и их семьи должны передвигаться на серийных автомобилях собственного производства. Нарушение этого принципа могло бы стать основанием для отставки. По мнению авторов идеи, такая мера заставила бы управленцев острее чувствовать проблемы продукта и меньше «драконить» народ необоснованными ценами или низким качеством.
При этом важно подчеркнуть: критика направлена не на саму идею поддержки отечественного производителя, а на искажение ее сути. Защищать нужно тех, кто ставит перед собой амбициозные цели, осваивает новые ниши и технологии, а не тех, кто десятилетиями паразитирует на государственной поддержке и лоббистских связях в Кабинете министров.
В Южной Корее действует отлаженная система утилизации автомобилей, которая приносит владельцам существенную материальную выгоду. Яркий пример: владелец Kia Carnival 2009 года получил компенсацию в размере $2 500 (примерно 200 000 рублей) за сдачу своего транспортного средства на переработку.