«Разруха в головах…», – говорил профессор Преображенский в «Собачьем сердце», комментируя ситуацию с электричеством, которое с приходом большевиков стало гаснуть два раза в день, а до этого, по его словам, гасло два раза за 20 лет.
Но тогда была реальная разруха, реальный передел мира в России, после которого большевики за несколько десятилетий построили новую великую страну с избыточным, стабильным и самым доступным электричеством в мире.
А что у нас сегодня, спустя несколько десятилетий после развала СССР?
А сегодня всё наоборот, и слова Преображенского, которые с сарказмом и кривой усмешкой любят цитировать богачи, и их обслуга из числа прикормленных медиаперсон, теперь вполне применимы к ним самим.
Сегодня разруха в головах у них, которая неизбежно должна была прийти к новым хозяевам наших жизней из-за беспрецедентной жадности, с которой они обогащались 30 с лишним лет. Она пришла и достигла критической точки.
Критической точки в том смысле, что богачи уже не в состоянии разумом совладать со своей жадностью, чтобы уступить народу хотя бы в малом, потому что так привыкли за 30 лет.
Именно потому у нас растут цены на всё, не переставая, и никогда не снижаются, потому что в головах у богачей та самая разруха, уже не позволяющая им понять, что так жить нельзя. Разруха, не позволяющая им прийти в сознание хоть на мгновение, взять себя в руки, и понять, наконец, что если не уступать и не делиться с народом, то и сами могут всё потерять.
Превосходной иллюстрацией тому служит недавнее заявление, не какого-то там самозваного «эксперта», а очень авторитетного человека – главного аналитика Сбербанка, руководителя Центра финансовой аналитики Михаила Матовникова.
Выступая на конференции Domclick Digital Day, Матовников констатировал печальный факт, что жильё в России стало недоступным большинству простых людей во всех регионах России.
«С точки зрения того, что у нас сейчас строится, мы находимся на абсолютном дне. Так плохо не было никогда с точки зрения того, что нормальный человек может позволить себе приобрести с учетом ипотеки и всех субсидий», – заявил Михаил Матовников.
Снижение доступности, по словам Михаила Матовникова, связано с подорожанием жилья.
Отметим от себя, что в последние годы в России произошёл колоссальный рост цен на стройматериалы, но даже удорожание цемента и металла не могло привести к такому росту цен на жильё, которое наблюдается сегодня.
Объяснить это можно только одним – безмерной жадностью богачей, которые сейчас стали неприлично много «есть» как не в себя, всё больше и больше, будто не понимают, что делают, будто под влиянием некоего страха, действуют по принципу «после нас хоть потоп». Вот это мы и называем новой «разрухой» в головах.
По данным исследования, на которое ссылается Михаил Матовников, говоря о недоступности жилья, с января 2020-го по май 2024 года цены на вторичное жильё в среднем по России выросли на 77%, а на новостройки — на 111%, то есть, более чем в 2 раза и всего за четыре года.
В результате доступность жилья во всех регионах в начале 2024 года оказалась на более низком уровне, чем она была до расширения всех программ с господдержкой.
И, тем не менее, следуя инерции, богачи с помощью недорогого труда мигрантов продолжают строить дорогие жилые кварталы, хотя и медленнее чем раньше, но не снижают цен, несмотря на то, что квартиры перестали пользоваться спросом.
«Предложение увеличивается низкими темпами, потому что часть собственников в условиях низкого спроса не снижают цены, а снимают объекты с продажи», — говорит эксперт и один из директоров компании «Инком-Недвижимость» Сергей Шлома.
«Пока ситуация описывается следующим тезисом: покупатели готовы ждать, продавцы не готовы резко снижать цены», – вторит ему руководитель «ЦИАН.Аналитики» Алексей Попов.
Что ж, жадность она такая, здравому смыслу не подвластна. Однако нарушение равновесия в одной из главных сфер экономики и человеческой жизни – строительстве жилья, это ещё полбеды.
Когда равновесие начнёт теряться в других важных сферах, например, в сфере потребления, или сфере ЖКХ, которые вплотную касаются всех без исключения, а не только «бесквартирных» россиян, и недоступным станет то, без чего прожить просто нельзя, тогда будет совсем нехорошо. Лучше бы богачи одумались.