Жители деревни Тереки: «Мы не хотим быть дойной коровой для москвичей»

Московская компания получила 157 земельных участков в аренду и собирается в старинной карельской деревне построить горнолыжный курорт Собрание с участием местных жителей прошло в Спасской губе

Текст, фото: Марина Бедорфас

157 земельных участков, 350 коттеджей, 1600 рабочих мест и туристический поток до 5000 человек в сутки — это пока все, что известно о новом проекте, под который республиканские власти предоставили земли в аренду рядом с деревнями Тереки, Готнаволок и Мунозеро в Кондопожском районе.

Планы инвестора и чиновников обсудили на народном сходе в доме культуры в Спасской губе. Такого аншлага в этом зале, наверное, не было давно. До драки дело не дошло, но возмущение и негодование сельчан были на пределе.

Соглашение о сотрудничестве с московской компанией карельский губернатор подписал в июне на Петербургском экономическом форуме, а земли в аренду были отданы еще в феврале 2024 года. Но с местными жителями новый масштабный проект никто не обсуждал.

«Почему мы раньше не провели такую встречу?! Потому что нет мастер-плана нового проекта. И пока идут исследования территории, не понятно, где можно размещать объекты, где нельзя. Эта работа как раз сейчас ведется. Компании-инвестору предоставлено 157 земельных участков согласно законодательству России и Карелии, вид использования и назначение — для развития туризма, соответствуют заяваленным арендатором. 

Этот проект направлен на то, чтобы создать для местных жителей рабочие места, а также получать налоговые отчисления, чтобы создавать инфраструктуру для местных жителей, — рассказал Артем Долгих, замминистра экономического развития Карелии.

 

На встречу представители компании-застройщика приехали без концепции и даже приблизительного плана. Окончательный мастер-план будет готов в декабре. Его тоже предложили обсудить с местными жителями.

Дарья Лыкова, представитель компании-инвестора, Москва:

«Большого курортного городка не будет там и не планировалось ранее проектом, и занятия территорий, кладбища, которое упоминали в ролике, тоже нет. Права частной собственности нарушены не будут, и основания для подобных заявлений отсутствуют на сегодняшний день. Вопросы о месте строительства коттеджей пока преждевременные. Сейчас я не могу вам сказать, где будут располагаться туристические дома и другие объекты».

Сельчане настаивают на том, чтобы инвестор ушел с их территории на другую, где не будет мешать людям, живущим на земле предков. Но земля, выделенная в аренду, принадлежит республике, и ею распоряжаются власти.

«Найдите другую землю. В Карелии полно мест, где можно строить курорты, а наша гора — 200 метров, она не соответствует требованиям горнолыжных трасс. Зачем вы здесь? Если даже не знаете, какую территорию берете в аренду?! Мы не хотим в декабре обсуждать ваш мастер-план, мы не хотим дожидаться ваших экскаваторов, ваших гастарбайтеров, мы не хотим этого. Мы здесь живем!»,

— обратился к инвесторам местный житель на собрании в Спасской Губе.

 

«У вас нет проекта, вы в стадии его разработки. А вы видели, что те земли, которые вам дали в аренду, практически без леса, это значит, это это земли сельхозназначения. И это большая часть участков. Их как-то быстро и очень ловко перевели в другой статус… А как же Указ президента России о продовольственной безопасности, в котором четко говорится,что нельзя сельхозземли выводить из оборота?! Вам эти законы неизвестны?!

Вы — бизнесмены, у вас есть желание получать деньги, а у местных жителей нет желания быть дойной коровой. И если нет проекта, как вы высчитывали 1600 рабочих мест? У нас со всех деревень столько не наберется людей. Значит, к нам приедут гастарбайтеры?!»,

— задавала много вопросов местная активистка.

Но все вопросы оказались преждевременными. Именно так описала ситуацию представитель инвестора.

«Почему вы выбрали это место? Где две деревни, где люди живут? В Тереках нет ни одного дачника. У нас там стоят дома по 100 лет. Как вы выбрали это место? Вы знаете, что в наших домах, ни в одном, нет даже стеклопакетов, мы все сохраняем. В моем доме под рамой береста лежит, которую прапрадед при строительстве положил. Мы любим свою родину. Мы заботимся о своих домах, они уже по сто с лишним лет стоят и еще простоят 300 лет, если туда никто не придет!»,

— высказалась еще одна местная жительница из зала.

 

Лидия Коновалова — представительница рода карелов-людиков — рассказала на собрании, что сейчас в разработке закон, который будет регламентировать именно этнологическую экспертизу территорий проживания представителей местных национальностей. Она уточнила, что численность карелов-людиков постоянно снижается, и есть опасность, что скоро они войдут в группу малочесиленных народов республики. А такие проекты провоцируют то, что люди вынуждены будут уходить с земель своих предков.

«Вы должны понимать, что озеро, на котором стоит деревня Тереки, входит в особо охраняемую природную территорию заповедника «Кивач». И что при исследовании территории и разработке мастер-плана вы должны сделать экологическую экспертизу. Своей стройкой вы нарушите всю экосистему этой территории. У нас не будет больше марциальной воды и вообще чистой воды в озере, которую сейчас пьют местные жители»,

— уточнила она.

На собрании в сельском ДК были депутаты, представители общественности, которые вспомнили уже подобные «масштабные» проекты и инвесткомпании, в результате деятельности которых вышло совсем не то, что обещали людям. Как сообщили в ответ представители компании-застройщика, во время разработки мастер-плана и проектирования проект может изменяться: он может стать больше, а может сократиться.

«Все равно я не понимаю ваших целей. Та сумма инвестиций, которую вы заявили — 21 миллиард, ее будет недостаточно, одна дорога во сколько обойдется?! Неужели вы идете на заведомо экономически провальный проект? Или в реальности здесь появятся только коттеджи? Или какова ваша цель?»,

— недоумевают жители деревни Тереки.

«Я автор и организатор фестиваля уснувших деревень в Карелии. Кондопожский район для меня один из самых красивых и любимых. Я хочу сказать, что в вашей концепции я не увидела и не услышала самого главного — сохранение культуры и истории карелов-людиков. Вы назвали деревню Тереки, но ведь это весь орел вокруг озера Мунозеро. В Спасской губе построен прекрасный центр родословий, но когда был фестиваль, ни один человек не говорит уже на языке карелов-людиков. Они просто исчезают. И скоро вот этот народ причислят к малочисленным народам. Вы говорите о развитии региона. Но какое же развитие региона без сохранения истории. Самое главное — это сохранение истории, традиций и культуры тех людей, которые здесь живут»,

— обратилась к инвесторам и к республиканским властям Ольга Мешкова.

Наша редакция будет ждать декабря. А вдруг инвестор откажется от строительства в Петровском сельском поселении?! Ну или мы увидим мастер-план и ознакомимся с концепцией большого инвестпроекта. Будем держать вас в курсе. 

Загрузка ...